Петербург
Москва
Петербург
«Булгаков — не оккультист и не сатанист»

«Булгаков — не оккультист и не сатанист»

В город привозят спектакль известного венгерского режиссера Януша Саса «Мастер и Маргарита», поставленный им на сцене МХТ. В роли Мастера — Анатолий Белый.
— Прежде вы говорили, что роман «Мастер и Маргарита» не надо ставить на сцене или экранизировать. Ваше мнение изменилось?

— Я по-прежнему думаю, что это очень сложно. Это настолько самодостаточное, завершенное литературное произведение, что транспонировать его в другие области искусства — очень тяжело. Конечно, над приглашением я долго не думал. Заведомо зная, что будет тяжело, что, скорее всего, будут ругать, согласился, потому что материал гениальный. Хотелось попробовать, рискнуть. Мне кажется, что это достойная постановка. Для себя я ее определил как соприкосновение с Булгаковым.

— То есть пока у вас нет ощущения завершенной работы?

— Нет. Это еще даже не начало, мы только постучались в дверь. Спектакль живой, он будет развиваться. Это, конечно, бездонный материал.

— Ваш «Мастер» — сегодняшний?

— Да, мы рассказываем о Москве наших дней. Перенос в современность произошел практически безболезненно. Все темы Булгакова проецируются на сегодняшние реалии. Мы, конечно, не говорим о советском строе, эта тема убрана из спектакля. Но то, что осталось, удивительным образом ложится на сегодняшнюю ситуацию. Тот же квартирный вопрос.

— Ваш спектакль больше про любовь или про творчество?

— Больше выявлена линия Мастера и Маргариты, история любви, но, естественно, в параллели с темой личности, художника. Это неразрывно, потому что то, как любит художник, и есть проявление его сути, его цельности. Проявление его способности идти через сомнения, через мучения до конца. Первый вопрос, который я задал Яношу на репетиции, — кто такой Мастер сегодня? Понятно, Булгаков писал о себе, понятно, какие темы его волновали, против чего был тот Мастер. А что за человек Мастер 2011 года? Это человек, который имеет совесть, думающий человек, он остро чувствует боль за то, что вокруг него происходит. Конечно, мы говорим об опошлении, об опопсении, о всеобщем отупении. Мастер — человек, который не может с этим мириться, психика его не выдерживает. Я не хочу употреблять слово «интеллигент», их практически не осталось. Но Мастер — человек, близкий к этому понятию по своему обостренному восприятию действительности. Это человек, который хотел поделиться своим знанием, видением, своими мыслями по поводу сегодняшнего мира и которого не поняли. Непонятость — это тоже очень современно. Везде — и в нашей, театральной, среде, и в литературной — очень много людей, которые не востребованы. Это очень современные темы.

— Мастер — сильный или слабый?

—Все относительно. Что такое сила, что такое слабость? Для меня сегодня герой — это человек, который, например, работает шахтером и тащит на себе семью в городе Кузбассе. Это подвиг в наше время — взять на себя всю меру ответственности и тащить эту лямку жизни. Конечно, Мастер сломлен. Но как раз любовь его спасает. С другой стороны — он же погибает, уходит. Здесь ему места нет. Люди талантливые, но невостребованные, выкинуты за борт жизни. Если вчитаться, в романе даны очень точные характеристики героя, с самого начала. В его поведении четко описана болезнь. Я во время работы консультировался с невропатологами, мы разбирали по строчкам, я им цитировал, как он себя ведет, как говорит. Врачи сказали: Булгаков описал поведение психопата. Есть такое понятие в медицине — психопатическая неврастения. Над этой стороной тоже интересно было поработать, конечно, не уходя в патологию. Я не играю диагноз, но в этих тонких, точных вещах можно найти какие-то правильные ключи к этой сложной роли.

— У вас нет суеверного отношения к «Мастеру и Маргарите»?

— Нет. Я считаю, что Булгаков не был темным человеком. Эти темы — это его безысходность, его отчаяние, его тупики, когда он нигде не находил себе места. У него встречается это слово в романе — черт, черт, черт. Это не значит, что он оккультист какой-то или сатанист, абсолютно нет! Это жест отчаяния. Мистического страха не было, было другое. Мне очень понравилось название одной рецензии, которая висит у нас в театре на стенде. Она называется «МХТ начал отдавать долги Булгакову». Для меня эта постановка — жест благодарности, жест возвращения долгов. Посмертно, через много лет, но чтобы все-таки поставить и чтобы в МХТ.

— Когда вы читали роман, никогда себя с кем-то другим, кроме Мастера, не ассоциировали?

— Конечно, вся эта компашка Воланда так живописно написана… Я впервые читал роман в десятом или в одиннадцатом классе, тогда они намного ярче воспринимались. И Воланд, когда читаешь, — кажется, такая глыба. Но Мастер есть Мастер.

— Как работалось с венгерским режиссером?

— Европейский театр все-таки другой. Янош очень интуитивный человек. Иногда мы начинали репетировать сцену по-одному, к концу репетиции понимали, что начало сцены надо делать совсем по-другому. Он шел по наитию. Этой своей интуицией он подсказывал нам очень парадоксальные, необычные вещи. Зачастую такие парадоксы очень помогали выстраивать роли. Он, несомненно, талантливый, больной, в хорошем смысле слова, театром человек. Была очень высокая планка — он и от себя, и от нас требовал настоящего вложения. Ну а иначе это произведение и не сделаешь. Вообще встреча с ним — удивительная. Казалось бы, человек со стороны, но он знает Булгакова лучше, чем мы. Конечно, мы его немножко поправляли в смысле современности материала. Я думаю, взгляд со стороны даже помог. Потому что мы слишком благоговеем, мы трепещем перед именем Булгакова. У него взгляд более трезвый, он смел в решениях.

— С кем бы вам хотелось поработать?

— Конечно, хотелось бы поработать с талантливыми режиссерами, с которыми я еще не встречался, например, с Юрием Бутусовым. Мне кажется, в нем тоже есть частичка Мастера, эта сумасшедшая одержимость делом своим. Он очень талантливый человек. Но, честно говоря, сейчас хочется сделать остановку, иначе произойдет выхолащивание. Надо накопить. А вообще, хотелось бы сыграть в каком-то гипергротеске, почти в буффонаде. Это было бы интересно, потому что я еще этого не делал.

Анна Банасюкевич

Александринский театр,
21 февраля

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация