Илья Стогов: «Петербург — любовница» | Главное | Time Out
Главное

Илья Стогов: «Петербург — любовница»

  19 сентября 2008
3 мин
Илья Стогов: «Петербург — любовница»
Называя себя Нестором наших дней, описывает настоящее и недавнее прошлое Петербурга.

За что вы любите Петербург?

Знаете, есть города, как толстая уютная жена: во сколько бы ты ни пришел, ужин на столе плюс гарантированное супружеское
ложе. Петербург к таким не относится. Он сложный. И любить этот город тоже сложно. Он не жена, а скорее своевольная сволочь-любовница: и с ней никак, и без нее хоть вешайся. В Москву ты можешь приехать черт знает откуда и через пару лет
стать коренным москвичом. У нас так не бывает: гражданство здесь дается только в обмен на больные легкие и потомственный
петербургский насморк. Петербург вымотает из тебя все жилы. Он надменный, бедный, но гордый и всегда сам выбирает, будешь ты его героем, или не будешь. Ну как его такого не любить, а?

Что не нравится в современной городской жизни?

Недавно я разговаривал с приятелем и тот сказал такую фразу: «Пятнадцать лет назад мы ходили в едва открывшиеся найт-клабы, чтобы творить историю. А сегодня по клубам ходят, чтобы снимать телок». Вот это, скорее всего и не нравится. «Тоннель» или «Грибоедов» были местами, где мои ровесники ковали завтрашний день. Оттуда родом все, что сегодня называется современной культурой: от русского техно до группы «Ленинград». А сегодня вместо клубов люди ходят в рестораны, и культура интересует их в последнюю очередь.

Все так трагично?

Ну, нет, конечно. Я совершенно не сомневаюсь, что это маятник. Уже сегодня видны люди, которые к едрене-фене сметут весь этот московский шик и понаоткрывают в городе кучу новых «Грибоедовых».

Творчество каких петербургских авторов вам интересно?

Петербургская литература, в общем, не очень сильно отличается от московской и вообще русской. Везде одно и то же. Премии, толстые журналы, критические разборы, куча писателей. А реальных достижений нет. Все эти современные романы интересуют очень узкий круг ценителей. Как, скажем, латиноамериканские танцы. Ну да: вроде бы что-то происходит, но с другой стороны никому, кроме участников процесса, это совсем не интересно. Как ни банально это звучит, но литература и в самом деле давно мертва.

Ну хорошо, а есть люди, о которых вы могли бы сказать: «Я горжусь, что живу с ними в одном городе»?

Целая куча! Только это не допотопные дядьки-литераторы, а талантливая молодежь. Когда мне было пятнадцать лет, я ходил на рок-концерты, и музыканты, которым тогда было чуть за двадцать, казались жуткими стариками. А сегодня мне почти сорок и стариком на рок-н-рольных концертах кажусь уже я сам. Но при этом слушать я предпочитаю тех, кому опять-таки чуть за двадцать.Именно там сегодня бьется сердце русской поэзии: Фео из группы «Психея» и Ассаи из группы Krec говорят о сегодняшнем мире такие слова, которых вы не найдете больше нигде. Первый из этих парней родом из Кургана, но для петербургской культуры сделал больше, чем все городские писатели вместе взятые. Второй совсем еще молод, но именно на его плечах держится репутация Петербурга как хип-хоп столицы страны. Если уж кем и гордиться, то я бы выбрал этих двух.