Оральный кодекс | Театр | Time Out

Оральный кодекс

Вадим Чернов   19 октября 2012
7 мин
Создатели «Гражданина поэта„ открыли политическое кабаре “Господин хороший„ и выступают с программой “Граждане бесы». Time Out выяснил у Андрея Васильева и Михаила Ефремова, над чем они смеются сегодня.

Ролики проекта «Господин хороший»

 см. на сайте www.f5.ru/pg

Помогите разобраться, «Граждане бесы» – это ребрендированный «Гражданин поэт» или сайд-проект «Господина хорошего»?
Ефремов: «Граждане бесы» – это название концерта. А новый и единственный наш проект называется «Господин хороший». Просто о выступлении в Петербурге мы договаривались заранее, когда «Господин хороший» был еще в процессе становления, поэтому на афишу поставили название «Граждане бесы». Да мы это все на сцене объясним, мы же ребята простые!

Чем «Господин» отличается от «Гражданина»?

Ефремов: В нем больше музыки, в том числе благодаря участию Васи Обломова. Есть еще Петр Тихонов, бывший трубач группы «Неприкасаемые», ему принадлежит все музыкальное оформление. Конечно, само слово «граждане» на афише заставит нас вернуться к каким-то стихотворениям из «Гражданина поэта», но в новых версиях.
Васильев: Хиты они и есть хиты, люди их требуют. Например, «Путин и мужик» или «Дядя Степа – миллиардер». Но это будут не старые стихи, а совершенно новые на те же темы. После мартовского закрытия «Гражданина поэта» произошло много событий. Странно было бы читать со сцены то же самое, поэтому был сделан апгрейд.

У нового проекта поменялась концепция?
Васильев: На чем строился «Гражданин поэт»? Мы брали событие и предлагали версию того, как об нем мог бы написать Пушкин. Или Лермонтов. Или Маяковский. А «Господин хороший» устроен не так. В нем мы привязываемся не к поэтам, а к жанрам. Берется некое событие. Например, РПЦ стала играть очень большую роль в политической жизни нашей страны. И эту историю мы решаем в жанре «бл*** мажор». Другое событие мы подаем в жанре «рэп», у нас это называется «Рэпка». Есть жанр «амораль» – это басня, например, «Путин и журавль». Есть жанр политических загадок «ответки». Или жанр «позорные частушки». Мы берем самые свежие события, буквально последних трех дней, и сочиняем на них частушки. Припев везде канонический: «Дима я, Вова я, / Вся страна кремлевая», или: «Вова я, Дима я, / Вся страна голимая». Таких жанров около десятка.

О каких событиях вы будете говорить со сцены?
Ефремов: Помимо того, что у нас политическое кабаре, мы существуем на новостях. Времени до концерта еще много, а события происходят каждый день. Поэтому в зависимости от того, какие новости появятся накануне, о том и будем общаться с уважаемой петербургской публикой.
Васильев: Этот проект ценен тем, что в нем все очень актуально. Я думаю, программа будет сформирована дня за два до концерта.

Вы приедете расширенным составом – обещаны также Ксения Собчак, Леонид Парфенов и Вася Обломов. Почему вы пригласили именно их?
Васильев: Это наши хорошие друзья. Когда были похороны «Гражданина поэта», Парфенов и Собчак там уже выступали. А Вася Обломов писал музыку для «Украинского рэпа».
Ефремов: Ксюше впору дать рубрику «Антинарод». Вполне возможно, что именно в Петербурге она хорошо выступит в этом жанре. И хотя у нас есть Вася Обломов, «Рэпку» мы хотим дать почитать Лене Парфенову. Также все участники споют частушки, которые мы пишем во время прогона – с пылу с жару.

Как вы оцениваете актерские способности коллег по проекту?
Ефремов: У нас же художественная самодеятельность, тут никаких актерских качеств не нужно. Мы никогда этого не стеснялись, и даже наоборот – рассчитываем на понимание и надеемся, что к нам не будут относиться так же серьезно, как к Монсеррат Кабалье. Это же все так, по приколу.

У вас теперь на сцене весь авангард рассерженных горожан. Вам близка их позиция?
Ефремов: У нас в семье тоже не без урода.
Васильев: Быкову тоже не нравится, что мы с Мишей не ходим на митинги, ну и что? Я не верю ни в какую гражданскую цель стихов. Быков, может, и верит.

Но хотя бы из-за их количественного перевеса ваш проект не станет политически ангажированным?
Ефремов: Нет, конечно. Ведь теперь он называется «Господин хороший». Если он будет работать на конкретную идеологию, какой же он господин и какой же он, извините, хороший? Я вам больше скажу: мы хотим быть ангажированы всеми силами политического спектра! И прежде всего нам нужно разработать четкий прейскурант. Мы же коммерческий проект. А вы нам все время шьете политику и гражданственность. Ну, гражданственность ладно, это мы еще можем понять, сами назвались «Гражданином». Но про политику чего нам шить? Мы над ней можем посмеяться, можем даже поплакать. Но политика – это живая материя, она все время меняется. Наша задача – за ней наблюдать и комментировать, но не быть в нее вовлеченными.

Когда весной вы закрывали «Гражданина поэта», то говорили, что проект себя исчерпал. Почему вы взялись эксплуатировать ту же тему?
Васильев: Эксплуатация только в том, что мы привязываемся к новостям. А жанры все другие.
Ефремов: Это эксплуатация не той же темы, а той же схемы. Темы как раз постоянно меняются, поэтому нам и нравится этим заниматься. Это как бы вызов времени нам – сможем ли мы его приготовить, подать к столу и съесть.

Недавно вы говорили, что сейчас стало непонятно, кого бить мечом сатиры. Время стало серьезнее?
Ефремов: То ли серьезнее, то ли разумнее – не знаю, как назвать его. Но это такое время, когда все обделались. Всем неловко за себя, и правым, и левым.

И смеяться над этим тоже неловко?
Ефремов: Я бы не назвал это ржакой. Есть, конечно, и такие номера, но все-таки Быков не тот литератор, чтобы просто ржать. В «Гражданине» были и серьезные, и романтические стихи. Будут они, надеюсь, и в «Господине».

Говорят, теперь в проекте два поэта – Быков и Орлуша.
Васильев: Орлуша написал апгрейд своего бессмертного стихотворения «За***бало». Я его об этом попросил, потому что меня действительно за***бали Быков и Ефремов. Но это была разовая акция, крик души. Ефремов читал его на вручении премии журнала «Сноб».
Ефремов: В принципе, нам Быкова хватает, он у нас разносторонняя личность. Просто Орлуша – это скамейка запасных для Быкова. Надеюсь, что и у меня появится своя. Есть люди, которых мы думаем привлечь к участию в проекте, но называть их сейчас я бы не хотел.

У «Господина хорошего» будет интернет-версия?
Васильев: У нас есть идеи, как вернуться в интернет. Хотим сделать такое квазителевидение. Но это стоит бабла, так что ищем сумасшедшего, который даст денег, – это дорогой формат. И если у нас получится, то, возможно, будет целый коллектив, куда войдут и Орлуша, и Вася Обломов, и другие поэты.

Дмитрий Быков: «Как человек действия, а не рефлексии, я начинаю бояться уже после того, как что-то произошло – так было и после московского концерта (прошедшего, кстати, с аншлагом и довольно весело). Там был номер «Поп-стоп» – его Миша Ефремов исполнял, бритый наголо, в очках, с усами, «под Розенбаума». Со строчками: «Поп-стоп, мы поползли из всех щелей. / Поп-стоп, у нас кадило и елей. / Современное искусство оскорбляет наши чувства». И вот его вчера выложили в интернет: половины слов там, конечно, не слышно, но, в общем, все понятно. В любом случае мы привезем это в Петербург. Свое участие уже подтвердил Вася Обломов, будет ли Ксения Анатольевна – пока вопрос. Очень хотелось бы: она успешно дебютировала как исполнитель на прощальных концертах «Гражданина поэта». Будет пять новых номеров по итогам этого месяца – какие точно, пока не знаю. Плюс частушка про депутата Милонова и одна импровизация – по заказу зала».