66-й Авиньонский театральный фестиваль | Театр | Time Out

66-й Авиньонский театральный фестиваль

Андрей Пронин   18 июля 2012
3 мин
66-й Авиньонский театральный фестиваль
А там еще немного — и Прованс

66-й Авиньонский театральный фестиваль

До 28 июля,
расписание см. на сайте www.festival-avignon.com

Во Франции проходит 66-й Авиньонский театральный фестиваль, старейший и самый авторитетный в Европе и, пожалуй, самый вожделенный объект культурного туризма для любителей театра.

Как написал в «Фейсбуке» московский юноша, подкопивший деньжат и впервые выехавший в Авиньон, это самый лучший способ увидеть тех знакомых, с которыми никак не удавалось встретиться в Москве. Дорогу на крупнейший театральный форум Европы раньше знали немногие российские критики, теперь ее проторил для себя «креативный класс». Именно в Авиньоне показывают свои произведения лучшие на настоящий момент мировые режиссеры. Тут нет крена в актуальную социальность, какая наблюдается на немецких и австрийских фестивалях. Тут нет риска напороться на какую-то многозначительную торжественную чепуху, которой бывает немало в Эдинбурге.

Основателем Авиньонского театрального форума был легендарный французский режиссер Жан Вилар, который провозгласил лозунг народного театра, понятного широкой публике и интересного ей. Весьма показательно, что сегодняшний Авиньон – Мекка синтетического театра, смело соединяющего драму, танец, пантомиму, видео, инсталляцию. Тут возможен спектакль вообще без актеров – как «Рай» итальянца Ромео Кастеллуччи (спектакль продолжительностью в пару минут для одного зрителя, подсматривающего за действием в замочную скважину запертой церковной часовни) или «Вещь Штифтера» немца Хайнера Геббельса (функции актеров в этом спектакле взяли поставленные на попа рояли). Если исходить из нашей реальности, может показаться, что фестиваль предал заветы Вилара, однако западная реальность иная. Главный сегмент фестивальной публики составляют те самые театральные бабушки, которые в наших широтах в большинстве своем страшно нетерпимы к любому проявлению творческой свободы, тому, что они презрительно называют «авангардом». Загорелые европейские бабушки не только улыбчивее, они издалека приезжают в Авиньон не для того, чтобы увидеть нечто давно знакомое, а чтобы удивиться, испытать потрясение. И презрительное «бу» после показа прокричат не тому, кто покажет нечто доселе неведомое, а тому, кто повторит многократно виденные образцы.

Чтобы составить подробный путеводитель по авиньонской программе 2012 года, понадобилось бы сверстать тематический журнал, поэтому остановимся лишь на именах тех режиссеров, чьи спектакли (а в большинстве случаев – целые составные программы, сложенные из нескольких работ) нельзя пропустить. Гениальный итальянский инсталлятор-философ и любимец Авиньона Ромео Кастеллуччи. Ведущий британский режиссер Кэти Митчелл, пристально всматривающаяся в поэтику остановленного мгновения и для этого сопрягающая актерское действие с видеоинсталляцией. Венгр-провокатор Корнель Мундруцо, достигающий предельной откровенности в изображении физиологических отправлений. Француз Жозеф Надж, соединяющий странную, марсианскую хореографию с неожиданными сценографическими эффектами. А в промежутках между показами в Авиньоне живут здоровой сельской жизнью: город невелик, продукты сельскохозяйственных промыслов в достатке, бордовое бордо в бокале. А чего вы хотели? Авиньон находится в Провансе, а Провансу в это время года не хватает разве что моря…