Петербург
Москва
Петербург
«Чрезмерное вмешательство интеллекта очень многое отнимает от творчества»

«Чрезмерное вмешательство интеллекта очень многое отнимает от творчества»

Перед своим выступлением на СтереоДне Регина Ильинична Спектор рассказала Time Outо Чайковском, Визборе, митингах и Брайтон-Бич

В переводе новая пластинка называется «Что мы увидели с дешевых мест» — почему так? Это название придумалось за два с половиной года до того, как мы закончили над ней работать. Почему — не знаю. Я же очень многие вещи делаю интуитивно, не рационально. Не то, чтобы я вообще ни о чем не думаю, когда пишу, но чрезмерное вмешательство интеллекта очень многое отнимает от творчества. У меня вообще подход к работе такой. Скажем, многие мои мои друзья-музыканты записывают пластинку, показывают ее на гастролях, и начинают все с чистого листа. А я пишу по-разному: иногда много, иногда — не очень. Накапливается огромная куча песен, и я пытаюсь как-то их составить в один альбом. Найдешь, например, какой-то звук в студии — и понимаешь, что он очень подходит для одной песни, которую сочинила восемь лет назад. Приходится вспоминать эту песню. И так далее.

Как вам удалось так овладеть фортепиано, там же как раз дисциплина нужна. Родители заставляли? Не то, чтобы заставляли — никакого насилия не было. Скорее помогали мне сконцентрироваться — я была очень мечтательным ребенком. Меня больше интересовало чтение, фильмы, общение, занятия давались не то чтобы просто.

Вы в композиции Apres Moi с предыдущего альбома стихотворение Пастернака цитировали. А версифицировать на русском не пробовали, хотя бы для смеха? Кстати, на той же пластинке Begin to hope, — на цифровой ее версии, — есть две песни Окуджавы. Я вообще выросла на бардах: Высоцкий, Визбор, Никитины. И, конечно, очень хотелось бы писать по-русски. Но я все-таки выросла в США — и, в какой-то момент, насмотревшись фильмов, начитавшись книг, впитав в себя эту культуру, поняла, что могу выразить себя на этом языке. На это было довольно сложно решиться — так же как и после долгого обучения классическому фортепиано было сложно заиграть свое. После Шумана и Чайковского казалось — ну что я буду какую-то фигню свою писать. Но если на английском я сейчас пишу более-менее уверенно, по-русски у меня так же вряд ли получилось бы. Хотя на новом альбоме есть песня Ne Me Quitte Pas — я ее перевела и спела по-русски. Правда, не знаю, что с ней теперь делать: меня же у вас по радио не крутят, да? Видимо, просто в Интернете выложу.

Мне недавно случилось побывать в Нью-Йорке, и Брайтон-Бич произвел на меня, наверное, самое сильное впечатление — как будто попадаешь на машине времени в СССР семидесятых. А в Бронксе, куда вы переехали, существовала русская эмигрантская среда? Нет, мы были одной из первых русских семей в Бронксе — о нас даже в местной газете написали. Родителям не хотелось жить на Брайтон-бич – они вообще были заинтересованы в том, чтобы почувствовать себя в новой среде. Хотели, чтобы мы с кузиной узнали как можно больше о еврейской культуре, стали ходить в синагогу, выучили английский. Возможно, поэтому мы ассимилировались гораздо быстрее, чем другие эмигранты. Я сама приезжаю на Брайтон-бич скорее как турист: зайти в какой-нибудь ресторан, книжный магазин, купить какие-нибудь русские продукты. Хотя что у родителей, что у меня достаточно русскоговорящих друзей, замыкаться в одной среде мы не хотели.

Вы следите за тем, что происходит в российской политике — особенно в последнее время? Достаточно ли вам информации? Я не очень политический человек — часто я вообще «отключаюсь» ото всех новостей. Иногда я узнаю о том, что происходит в мире только если мне об этом рассказывает муж, родители… Телевизор могу не смотреть пять месяцев — а потом неожиданно окунуться в информационный поток. Конечно, я очень волнуюсь за людей, которые у вас выходят на митинги. Когда началась иракская война, я тоже выходила протестовать — и у нас тоже было 100 тысяч человек, которых точно так же старались не показывать по телевидению. Но, с другой стороны, я страшный индивидуалист, и плохо чувствую себя в толпе. К тому же, у меня нет никакой политической повестки дня, поэтому мне и нравится музыка — она стоит вне политики, вне времени. И, в отличие от митингов, объединяет, а не разобщает людей.

2 июля 2012,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация