Петербург
Москва
Петербург
«Принесите нам ненужные вещи, и мы придумаем, как дать им вторую жизнь»

«Принесите нам ненужные вещи, и мы придумаем, как дать им вторую жизнь»

Юлия Титова, руководитель благотворительного проекта «Спасибо!» — о второй жизни вещей.
Как бы ты сама ответила на вопрос — чем ты занимаешься?

«Спасибо!» — которым я занимаюсь последние два года, — это очень емкое явление, поэтому иногда бывает даже сложно сформулировать. Это не просто магазин, который перечисляет прибыль со своих продаж, как задумывалось изначально, а настоящий центр для многих идей и инициатив, место встречи самых разных людей и – появления нового. Это не «благотворительность», это гораздо шире. Я верю, что в том, что мы делаем, каждый вносит свой вклад в развитие важных общественных процессов.

Встречалось ли тебе в Европе и что-то похожее на благотворительные магазины? Как оно там выглядит?

Идею благотворительного магазина я привезла как раз из Лондона, где такая система работает уже 70 лет. В Англии работа с ненужными вещами начинается со сбора вещей в контейнеры, расставленные по городу. Затем вещи передаются на сортировочные станции, где отправляются во множество каналов – от бедствующих стран Африки и благотворительных организаций до секонд-хендов Восточной Европы и местных благотворительных магазинов, где вещи продаются, а прибыль идет на благотворительность. Такая система направлена на максимально эффективное использование ресурса ненужной одежды. Мы поняли, что для России это может стать решением проблемы, но обнаружили, что пока у нас нет ни одного из этих элементов цепочки и поставили перед собой задачу организовать схему и адаптировать под российский менталитет.

Как тебе пришло в голову заняться проектом «Спасибо!»? С чего он возник?

Мне всегда были интересны общественные процессы, я волонтерила и автономно, и в разных организациях. Кроме того, я закончила университет по специальности социо-культурное проектирование, где изучаются проекты в области культуры и общества.

Это именно то, чем я и занимаюсь сейчас. Однажды мы с друзьями обнаружили проблему с хорошими ненужными вещами: следуя общественному архетипу, пытались отдать их в детский дом, где их совершенно справедливо не взяли, потому что взрослые вещи детям не нужны. То же ждало нас и в «Ночлежке» — женская молодежная одежда не пригодилась бы преимущественно мужчинам, живущим на улице. Сайт «ДаруДар» привлек нас идеей, но абсолютно деморализовали временные затраты на попытку отдать один- единственный браслет, не говоря обо всех мешках. Так и не найдя, кому отдать вещи, мы поняли, что у нас в принципе нет системы распределения одежды из-за чего то, что могло бы быть ресурсом, превращается в мусор. В масштабах одного человека на отсутствие системы можно закрыть глаза, а если речь идет о каждом втором городском жителе, который хоть раз задумывался над вопросом: «Кому отдать все эти ненужные вещи?» — это уже проблема. С пересчетом на килограммы получается сотни тонн выброшенный одежды в год на город…

Все началось в 2010 году с нашего первого благотворительного магазина «Спасибо!» на 9 Советской. У нас не было начального капитала. Мы разработали стратегию запуска при самых минимальных затратах и заняли необходимые суммы у друзей. Вопреки, на удивленье, все еще сохранившемуся стереотипу типа «без богатых родителей или покровителей ничего не открыть» мы сделали это, будучи самими обыкновенными ребятами без первого и без второго. Без какого-либо опыта ведения коммерческой деятельности, понимания системы налогообложения, нюансов юридического оформления, мы открыли свой первый неказистый магазинчик, с ощущением, что «море по колено». Сейчас мне жаль, что у нас не было больше знаний, хотя, с другой стороны, если бы мы могли представить, что предстоит пройти, то вряд ли бы вообще стали реализовывать эту идею.

В законодательстве, разумеется, такой формы, как «благотворительный магазин» нет, потребовалось много энергии, чтобы «самоидентифицироваться». В итоге мы ведем деятельность под знаменем обычной розничной торговли. И хотя, по сути, и попадаем под понятие «социальное предпринимательство», к послаблениям это не ведет. Налоги, коммунальные услуги, аренду мы платим по обычным для малого бизнеса ставкам.

Как это возможно?

Мы очень стараемся, чтобы существовать и поддерживать все свои проекты, мы должны уметь зарабатывать деньги — не только «выходить на самоокупаемость», покрывая расходы, но и иметь «чистую» прибыль, чтобы перечислять эти деньги на развитие и благотворительные цели. Со временем, нам пришлось трансформировать систему: от спонтанного волонтерства к созданию сильной организации путем полного посвящения себя и принятию ответственности за дела, в том числе финансовые. Полтора года я занималась «Спасибо!» параллельно с бесконечными фриланс-подработками, что очень изматывало и тормозило развитие проекта. Последние полгода занимаюсь исключительно «Спасибо!".

С какими большими проблемами случается сталкиваться маленькому магазину?

Несмотря на поддержку замечательных людей, нам часто приходилось встречать и недоверие. Думаю, оно связано с несколькими факторами. Во-первых, это общее отношение масс к благотворительности, стереотипные идеи вроде: „все воруют“, „все эти благотворители странные: что у них, денег много?“, „мне бы кто помог“, „зарабатывают на чужом горе“. Причина глобального недоверия легко объясняется болезненным российский опытом начала девяностых, когда „псевдоблаготворительные“ организации нанесли сильнейший урон развивающемуся движению. Во-вторых, люди не знакомы с финансовыми основами работы благотворительных организаций, что приводит их к самостоятельным неуклюжим измышлениям и подозрениям. Система „Спасибо!“ и вовсе отличается от традиционных схем. Может смутить и сама формулировка „благотворительный магазин“, поэтому приходится снова и снова объяснять, как все работает, почему есть магазин, а не только раздача вещей, почему нас называют „социальным предпринимательством“, почему у нас нет спонсоров, а мы сами покрываем свои расходы…

Снизить уровень недоверия при запуске нашей работы помогла максимальная прозрачность: прежде всего это достойные организации, которым мы перечисляем деньги, также это возможность в любой день побывать у нас в магазине и посмотреть своим глазами, как это работает, возможность лично поговорить с руководителем „Спасибо!“ и постоянно следить за новостями. Вокруг нас сформировалось замечательное сообщество людей, которые постоянно участвуют в жизни магазина и его проектов.

Горожане очень активно участвуют в сборе вещей. В «Спасибо!» приносят гигантское количество одежды. По сути, мы одни работаем на весь несколько миллионный город. И мы стараемся не просто продавать одежду в магазине, перечисляя выручку нуждающимся, но и еще распределять одежду по благотворительным организациям и другим каналам. Практически сразу мы столкнулись и с проблемой складских помещений. У нас до сих пор нет полноценного склада и удивительные сотрудницы постоянно работают в авральном режиме приема и распределения одежды.

Какую часть вещей вы раздаете, и сколько оставляете для продажи?

Сейчас 90% вещей раздается по благотворительным организациям разного профиля и 10 идет в магазин. По нашим подсчетам, через «Спасибо!» проходит около 4 тонн одежды в месяц. Мы опираемся больше на подход эффективного использования ресурсов, чем на благотворительность, и поэтому не говорим: «Пожертвуйте нам вещи», а говорим «Принесите нам ненужные вещи, и мы придумаем, как дать им вторую жизнь».

И это очень важный момент. Именно поэтому мы постоянно думаем: кому еще могут быть полезны эти вещи? Как использовать их эффективно? Именно поэтому у нас есть магазины, которые продают самые интересные, трендовые и винтажные вещи, а прибыль перечисляют на хорошие дела. Именно поэтому мы регулярно отдаем одежду 8-10 благотворительным организациям и постоянно увеличиваем это число, проводим раздачи для нуждающихся, поддерживаем реквизитом молодые театры, отдаем одежду на ткань для поделок, подстилки в приюты для животных. Именно поэтому мы очень радуемся, что в последние годы развиваются такие формы, как фримаркет, гараж сейл, дару-дар, dresscrossing, блошиные рынки, avito. Между нами и всем остальным нет противоречия – если вы хотите продлить жизнь вещам одним из других десятков способов – мы только за!

«Спасибо!» — не только магазин, но и в некотором роде ресурсный центр?

С открытием второго магазина в конце 2011 года образовалось мощное социально-культурное движение. Этот магазин спроектирован так, что там есть небольшая площадка для мероприятий. За прошедшее время прошло много мероприятий на социокультурные и экологические темы. Я думаю, мы можем гордиться, тем, что все это происходит на нашей площадке и – хочется верить, что мы делаем свой вклад в изменение среды.

Как ты считаешь, должна ли быть у проекта философия, или для успешного функционирования достаточно удачной экономической схемы?

Я уверена, что у каждой организации должна быть философия – система ценностей и убеждений, которые объединяют всех сотрудников или волонтеров. Особенно это важно для некоммерческих организаций, большой вклад в работу которых вносят именно добровольные помощники.

29 июня 2012
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация