Петербург
Москва
Петербург
Итоги «Нацбеста»

Итоги «Нацбеста»

Одиннадцатый «Нацбест» запомнится литераторам и критикам сильным и на редкость сбалансированным шорт-листом, а публике — оппозиционной риторикой на сцене и отсутствием интриги.
После прошлогодней юбилейной акции (выбирали книгу десятилетия, «Супернацбест») премия привлекла повышенное внимание тусовщиков и журналистов – организаторы накануне даже опасались, что все приглашенные и аккредитованные попросту не поместятся в Зимнем саду «Астории». Кое-как разместились, но со столиками возникла привычная неразбериха – за «моим» столом мест не было, и пришлось перебираться вперед, где мы оказались соседями с таким же неприкаянным лидером питерского отделения НБП Андреем Дмитриевым и его женой. Как только на сцене появились ведущие – актриса Юлия Ауг и Артемий Троицкий, Дмитриев довольно громко поинтересовался, почему же Артемий не надел костюм презерватива, в котором он выступал на одном из недавних митингов. Троицкий будто бы в ответ продемонстрировал футболку с символикой группы Pussy Riot. В этом духе все и продолжилось: публицист Дмитрий Ольшанский будто бы озвучил одну из собственных политических колонок и проголосовал за роман Александра Терехова «Немцы». Захар Прилепин подробно разобрал все книги короткого списка, заметил, что его перепахали два романа – «Женщины Лазаря» Марины Степновой и «Немцы» Терехова, после чего извинился перед Мариной и тоже отдал голос «Немцам». Вместо музыканта Михаила Родионова, который косит от армии и поэтому откосил и от «Нацбеста», проголосовал Артемий Троицкий – и опять «Немцы», потому что, мол, очень своевременная книга. После этого стало понятно, что Терехов фактически победил – для иного расклада нужно было, чтобы оставшиеся три участника жюри столь же единодушно проголосовали за другого шорт-листера, что маловероятно. Ответственный секретарь премии Виктор Топоров заявил, что голосование тем не менее продолжается, и попросил Троицкого немного умерить свой революционный пыл. Тут на сцену выскочила юная Женя Отто – борец за права всех сразу, как остроумно пошутил кто-то в зале, то есть женщин, рабочих и сексуальных меньшинств. Женя выдала настоящую отповедь всей современной литературе, которая недостаточно отражает оппозиционную борьбу, что возмутительно. С формулировкой «ну хоть что-то» она проголосовала за «Немцев», так как там все-таки есть попытка отразить быт загнивающих коррупционеров. Оставшиеся двое участников жюри – ректор Педагогического университета имени Герцена Валерий Соломин и режиссер Карен Шахназаров – несколько разбавили триумф Терехова. Соломин похвалил роман Сергея Носова «Франсуаза, или Путь к леднику» и даже процитировал из него стихи, а Шахназаров, находящийся на «Кинотавре», прислал видеообращение, где поддержал Анну Старобинец с романом «Живущий» и призвал писателей думать о кино и писать книги, которые можно экранизировать.

Александр Терехов не смог лично присутствовать на церемонии, так как в это время представлял русскую литературу на книжной ярмарке в Нью-Йорке, поэтому поздравления за него принял первый лауреат «Нацбеста» Леонид Юзефович. Вовсе без голосов остался роман Марины Степновой – который, что забавно, уже стал фактическим бестселлером, а также исторический кошмар Владимира Лидского «Русский садизм» и забавный роман-пастиш Владимира Лорченкова «Копи Царя Соломона», стиль которого Троицкий определил как «карантино».

Неофициальная часть церемонии получилась, как всегда, веселой и залихватской – в то время как иные зануды обсуждали за бокалом вина поглощение издательством «Эксмо» издательства АСТ, Захар Прилепин с компанией устроили в фойе «Астории» мини-чемпионат по армрестлингу, а Юлия Ауг и член оргкомитета премии Вадим Левенталь пели народные песни.
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация