«Название фильма подошло бы малобюджетному порно-блокбастеру» | Кино | Time Out

«Название фильма подошло бы малобюджетному порно-блокбастеру»

Дмитрий Ренанский   9 апреля 2012
3 мин
Интервью с Василием Бархатовым

Общеизвестно, что фильм создавался при поддержке корпорации «Росатом». Как вам работалось в таких условиях? «Атомный Иван» – мой первый опыт столкновения с киноиндустрией, и в этом смысле условия для дебюта сложились идеальными: допустим, не висела дамокловым мечом необходимость любой ценой снять коммерчески успешное кино. Во время съемок (надеюсь, это интервью не попадется на глаза продюсерам) я в первую очередь думал не о госзаказе, а о себе – причем эта ситуация, кажется, «Росатом» нимало не напрягала. И потом, скажу вам по секрету, я с детства ужасно хотел побывать на АЭС.

Изначально фильм назывался «Неделимое». Почему вдруг возникла необходимость дать ему другое имя? Оба названия были придуманы мною, и первое (кстати, дословный перевод слова «атом» с древнегреческого) мне до сих пор по душе. Оно, с одной стороны, намекало на то, что атомная станция в известной степени только декорация, на фоне которой разворачиваются взаимоотношения главных героев, а с другой – уточняло их обстоятельства: мол, этим двоим суждено быть вместе, несмотря ни на какие житейские коллизии. Но потом я понял, что «Неделимое» звучит уж слишком по-рекламному смазливо, захотелось отразить толику присутствующего в фильме трэша. Так появился «Атомный Иван» – это название, как я уже много раз говорил, идеально подошло бы какому-нибудь малобюджетному порноблокбастеру или голливудскому боевику категории «С».

Но все-таки: когда люди из руководства «Росатома» впервые в истории впускали на территорию двух действующих АЭС режиссера игрового кино, неужели они не формулировали, чего бы именно им хотелось получить от него на выходе? Думаю, обращаясь именно ко мне, инициаторы проекта примерно предполагали, что я могу снять что-то, что сделает имидж атомной промышленности более позитивным – только и всего. Нам предоставили полный карт-бланш, никак особенно не ограничивали в сценарном формате – была задана лишь атомная тема, а в остальном работу фантазии никто и не думал стеснять.

При этом у вас присутствует сюжетная линия про режиссера, которому заказали спектакль об атомной станции, а он вместо ура-патриотической агитки ставит про апокалипсис. Это своего рода индульгенция, маркер того, что авторы безоблачного «Атомного Ивана» помнят о Чернобыле и Фукусиме? Во-первых, когда мы запускались, никакой Фукусимой и не пахло. Во-вторых, снимая фильм на одной шестой части суши, конечно, глупо было бы делать вид, что атом бывает исключительно мирным. Ну и, в-третьих, трудно было избежать соблазна и не поиронизировать над характерной массовой установкой на то, что художник должен всегда быть оппозиционером.