Итоги года: Выставки
На не слишком выразительном фоне в 2011 году выделялась разве что выставка лучших работ Энни Лейбовиц в Эрмитаже
Провести черту под 2011 годом неожиданно оказалось делом очень сложным. Потому что в уходящем году ярких событий, скандалов, прорывов, взлетов или спадов в местном искусстве не было. При этом сказать, что ничего не происходило, тоже нельзя. Открывались выставки, появилось несколько новых мест, несколько старых закрылось, художники стабильно поставляли на-гора новые работы. И прочее, и прочее.

Эта нормальность, когда все идет ни шатко ни валко, особого одобрения у самих участников худпроцесса не встречает. Под занавес года Al Gallery открыла шок-выставку под названием «Говно» – о том, что художникам надоело много и плодотворно работать в других городах и странах, а в родном городе чувствовать себя этим самым. Работать негде, выставляться негде, мышление в городе провинциальное, климат тоже ни к черту. Музеи ничем взрывным не порадовали, независимые пространства вроде «Красного знамени» или «Ткачей» проводят по одной-две выставки в год. В общем, ключевых моментов в арт-жизни года найти не удается, как ни старайся.

Зато ключевые моменты будущего года видны уже сейчас. Во-первых, уже начинает чуть-чуть работать, а к лету 2012 года заработает в полную силу здание Главного штаба. Первыми откроются двери в залы «Эрмитажа 20/21» – отдела современного искусства, который в главном музее страны наконец получит постоянное выставочное пространство. Я видела эти залы, и они очень хороши. Это просторные, современные, гибкие выставочные площади. Часть их будет отведена под постоянную экспозицию. Эрмитажная коллекция современного искусства только формируется, но там уже много вещей мирового уровня. Особенно радует, что в коллекции уже сейчас прослеживается явственный «русский акцент», выявить который в мейнстриме современного искусства ой как непросто. Будут два зала главного российского классика современного искусства Ильи Кабакова, будет зал недавно умершего концептуалиста Дмитрия Пригова. Надо надеяться, будут и временные интересные выставки. Если отвлечься от современного искусства, в Главный штаб переедет одна из самых популярных экспозиций Эрмитажа – коллекция импрессионистов и постимпрессионистов с третьего этажа Зимнего дворца. Это значит, что в самом Зимнем освободятся выставочные площади, куда музей наверняка повесит что-нибудь интересное из своих запасников.

Во-вторых, решена судьба Новой Голландии: немалую ее часть займет центр современного искусства – «дочка» московского «Гаража», масштабного проекта Романа Абрамовича и Дарьи Жуковой. Помещения Новой Голландии требуют масштабного ремонта, который по-хорошему займет около пяти лет, но первые мероприятия на острове – параллельные с реконструкцией – начнутся уже в наступающем году, так что город получит новое арт-пространство невиданных прежде размеров. Ну и к слову «Абрамович» все, конечно, находят рифму «финансирование».

В-третьих, как мы видим, ставки делаются не на имена, а на места. С одной стороны, это отражает насущную потребность города не только в выставочных пространствах, специализирующихся на современном искусстве, но вообще в местах культурного отдыха – чтобы это была не лавка по торговле картинами и не бар с коньяком, а настоящее место встречи художника и зрителя. С другой – показывает, что крупных культурных политиков в городе пока нет. Будем считать это местной спецификой – которая с открытием новых «точек силы» в 2012 году, возможно, изменится.