Петербург
Москва
Петербург
Интервью с Владимиром Маканиным

Интервью с Владимиром Маканиным

«Я буду рад любому художественному расширению своих текстов»
В своей прозе вы исследовали «феномен срединности», ваши герои искали себя именно среди других людей. В новом романе тоже есть история о зэке, который хочет поскорей присоединиться к толпе, но главная проверка — насколько герои могут реализоваться индивидуально. Этот путь от общности к индивидуальности, он не случаен?Растворение «я» в людях, его постепенное личностное таяние от и до — исключительно интересно. С другой стороны, безумно интересна отдельная, нерастворяемая личность. Есть характеры, они — как комковый сахар давних времен, куски долго-долго надо было мешать и давить ложкой, прежде чем они растворятся. А есть характеры — как нынешний рафинад, который сам распадается, достаточно лишь поливать его теплой струйкой.

Желание зэка (в романе) раствориться — это ведь не только оттого, что человек хочет стать общинным, быть со всеми и быть как все. Это еще и самосохранение, потому что, если он не уравновесится, он сорвется, погибнет за пустяк. И потому зэк сдерживает себя и лишь время от времени повторяет невнятный для него стих: «Быть может, раньше губ — уже родился шепот».

Коля Угрюмцев, выгнанный из школы КГБ сирота, был поразному воспринят критиками: одни отнесли его к остальным стукачам, другие назвали единственной надеждой сестер. Кто он на самом деле? Коля Угрюмцев — подрастающее поколение, которое открыто чему угодно. Угрюмцеву шестнадцать лет, он не стукач, но такое как раз может с ним случиться — он вкусил разного. Проще говоря, это наше будущее, которого мы не знаем.

Роман по форме очень напоминает пьесу, подразумевается ли его дальнейшая театральная жизнь? МХТ поставил «Реку с быстрым течением», она идет там шестой год — почему бы на сцене не поставить и «Кандинского»?.. Что касается меня, я буду рад любому, как теперь выражаются, художественному расширению своих текстов.

Пьеса короче, меньше, чем роман. Это если она пишется в расчете на конкретный театр. Или на конкретных актеров. Если же пьеса пишется на читателя (а уж после, по случаю, для сцены), требуется больше вяжущих слов и размышлений вслух. А тотчас возникающее при этом романное дыхание нелишне.

12 декабря 2011,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация