Петербург
Москва
Петербург
Интервью с Константином Богомоловым

Интервью с Константином Богомоловым

Известный московский режиссер Константин Богомолов дебютирует в Петербурге, на сцене «Приюта комедианта„, спектаклем “Лир. Комедия„ — “по мотивам Шекспира и Ницше». Судя по утечкам информации с репетиций, нас ожидает нечто шокирующее
В ваших спектаклях, ставите ли вы Чехова или Тургенева, Гоцци или Кэрролла, часто мелькают образы советского прошлого. В грядущем «Лире», как я слышал, действие развернется в СССР времен Второй мировой войны. Зачем вам нужен этот прием, что он означает? Разговор об узнаваемом прошлом, например о детстве, – это кратчайший путь к чувствам зрителя и лучший проводник для мыслей, которые ты хочешь донести. Когда человек видит знакомые вещи, ситуации, слышит знакомые звуки, он неизбежно расслабляется, и ты можешь безнаказанно влить ему какой-то яд. Речь о яде, потому что пользоваться подобными способами для вливания сиропа глупо: сироп люди готовы заглатывать добровольно.

То есть такое технологическое приспособление, нацеленное на зрительскую эмпатию? Не только. Есть еще одно обстоятельство, более серьезное. Я часто обращаюсь в своих спектаклях к XX веку, а конкретнее, к предвоенному или послевоенному времени. По одной простой причине. Мы много говорим о грядущем конце света, но я думаю, все эти разговоры бессмысленны. Просто не заметили, что апокалипсис уже произошел. Вот примерно в те самые годы, на той самой жуткой Второй мировой войне. Понимаете, допустим, часы остановились. Но люди живут, продолжают заниматься какими-то делами, не замечая, что часы давно стоят. Так и мы живем в эпоху после конца света. И мой «Лир» отчасти про это. «Не мира ли конец? Его ужасный образ? Суд последний» – там в финале шекспировской пьесы звучат такие слова (мы используем перевод Михаила Кузмина), и для меня они очень важны.

Еще я слышал, что у вас в «Лире» мужчины играют женские роли, а женщины – мужские… Подражать противоположному полу артисты не будут: женщины одеты в гимнастерки, мужчины в платья и не более того. Скажем, Ульяна Фомичева, которая назначена на роль герцога Альбани и носит в спектакле двубортный костюм, вполне сохранит свою женскую природу – мягкую, слабую, – и получится такой товарищ Маленков. И за этим очень много чего полезет: тотальное разрушение барьеров и табу после катастрофы, то, что бабы становятся как мужики, а мужики как бабы, распад и извращен- ность мира. И некая глобальная бессмысленность – мир, вывернутый наизнанку.

А король-то у вас в кого превратился? Неужто в генсека? Его называют королем, к нему обращаются «Ваше величество». Король в моем спектакле – это не генсек, и не царь, и не Бог. Но и то, и то, и то. Как посмотреть. Но главное – он, словно губка, впитывает в себя все темы пьесы. Он болен безнадежно, и его болезнь станет и причиной, и образом многого, о чем говорится в спектакле. Его болезнь словно сама и есть апокалипсис. Кстати, в спектакле использованы библейские тексты. Как и тексты Ницше. Лир – это страна, тело страны, тело, пораженное метастазами. И Розу Хайруллину на эту роль я пригласил даже не из-за ее актерских возможностей в традиционном смысле этого понятия. Мне важно, что она – актриса высокой нервной, психической, интеллектуальной чувствительности. Поэтической чувствительности, если хотите. А здесь это важно, потому что спектакль будет балансировать между предельной конкретикой быта и резкой метафоричностью. Череда аттракционов, которыми наполнено действие, сочетается с попыткой абсолютно человеческой интонации. А довольно резкие эстетические провокации и лавина черного юмора – с религиозностью, ибо действие это, несмотря на количество крови и трупов, цинизма и жестокости, выходит богобоязненным, сколь странно это ни прозвучит из моих уст…

«Лир. Комедия»
Театр «Приют комедианта»
Расписание смотрите здесь

21 сентября 2011,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Интервью с Павлом Рудневым

Интервью с Павлом Рудневым

Театровед, критик и помощник ректора школы-студии МХАТ рассказал Time Out о совместном проекте лаборатории «On.Театр» c итальянскими драматургами и режиссерами.
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация