VII Международный фестиваль джаза «ПетроДжаз-2011» | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

VII Международный фестиваль джаза «ПетроДжаз-2011»

  6 июля 2011
4 мин
VII Международный фестиваль джаза «ПетроДжаз-2011»
Международный джазовый фестиваль в Петропавловской крепости в этом году поражает размахом стилистическим (от клезмера до постбопа) и географическим (от Финляндии до Индонезии). Time Out выбрал самые интересные выступления.

16.07

Francois Corneloup Trio (Франция) Для самостоятельно освоившего баритон-саксофон французского музыканта предстоящий концерт – своего рода возвращение к корням: его прадед Григорий Шрейдер был видным народовольцем и даже некоторое время руководил революционным Петроградом. Трио Корнелу играет образцовый европейский интеллектуальный джаз, музыку, отдающую должное и классической традиции, и свободной импровизации, сколь эмоциональную, столь и аналитическую.


Apple.Sin (Петербург) Группа исполняет техничный и, как намекает название, жизнерадостный фьюжн, а еще мастерски переигрывает (и перепевает) песни к «Черному плащу», «Утиным историям» и другим мультфильмам в программе «Диснейство». На фестивале сыграют недавно выпущенную пластинку «Дарвин», где неожиданно появились мечтательные синтезаторные «подложки» и мистические ньюэйджевые интонации.

Onder Focan & Swing a la Turc (Турция) Один из самых виртуозных турецких джазовых гитаристов, в своем проекте Swing a la Turc Онджер Фокан умело смешивает джазовую и ближневосточную музыкальные традиции: классическое трио (контрабас, ударные, фортепиано) у него дополняет ней – древняя разновидность флейты, широко распространенная в Азии и на Ближнем Востоке. Получается пряный и чрезвычайно богатый обертонами ориентальный блюз, исполненный суфийской задумчивости и светлой грусти.

AndraLaMoussia (Израиль) Клезмер, «балканщина», цыганский фолк, азиатские мотивы – точнее всего музыку этой многочисленной израильской группы можно определить протокольным выражением «диалог культур». На последней пластинке Music From the Streets of Jerusalem этот диалог вышел особенно ярким и взрывоопасным, устоять под их плясовые на пляже у Петропавловки будет не так-то просто.


17.07


Йорги Леффлер (Франция)
Смуглый красавец с зачесанными назад волосами и бандитскими усиками с детства увлекался джазом-мануш и сейчас считается одним из самых ярких продолжателей дела великого гитариста Джанго Рейнхардта. Как часто водится у цыган, его группа являет собой веселый семейный подряд: на ритм-гитаре – брат Джино, на басу – брат Джиджи.


Ori Dakari Quintet (Израиль) Израильский гитарист с зеркальной точностью повторяет карьеру своего знаменитого земляка – контрабасиста Авишаи Коэна: занимался музыкой сызмала (выдающимся гитаристом его признал не только Минкульт, но и местный военком, что позволило ему не отвлекаться от инструмента и в армии), добился неплохих успехов в Америке (Дакари вошел в состав проекта Masada патриарха авант-джаза Джона Зорна), вернулся домой и взялся осваивать народную музыку. Любопытно, что на пластинке Entrances, изданной все тем же Зорном, помогают ему в этом японцы – пианистка Мика Нишимура и басист Такеши Сугава. Такой вот еврейский интернационал.


Indro Hardjodikoro & The Fingers (Индонезия) Главная диковина «Петроджаза» – суперскоростной бас-гитарист из Индонезии, за двадцатилетнюю карьеру переигравший со всей джазовой элитой Юго-Восточной Азии и поработавший сессионщиком у доброй половины местных поп-звезд. Техника у него действительно на грани фантастики, даже те, кто считает джаз-рок музыкой выхолощенной и лишенной человеческого тепла, откроют рот. К тому же его партнер по трио по имени Лал Макка играет на модном в свое время кейтаре (в народе – «расческа») – в большинстве случаев этот инструмент используют исключительно для соло, но у него в руках он звучит как полноценное электропиано.


Total Jam – Pori Jazz All Stars Специальным гостем на заключительном гала-концерте станет контрабасист и основатель джазового фестиваля в Пори Юрки Кангас, компанию ему составят проживающий в Хельсинки мультиинструменталист и дирижер Евгений Гимер и экс-барабанщик «Аквариума» Петр Трощенков. Кроме этого, на сцену собираются вызвать всех остальных участников «Петроджаза» – на метро при таком раскладе рассчитывать не приходится.


ВЛАДИМИР ФЕЙЕРТАГ, ведущий фестиваля «На фестивалях «под открытым небом» все должно быть ярко и контрастно, это в первую очередь шоу. «Петроджазу» в этом смысле очень повезло. Во-первых, он проходит в исключительно красивом месте: когда на предыдущих фестивалях я звал иностранных музыкантов на сцену, многие уговаривали: «Подождите, дайте нам еще посмотреть на дворцы, на Неву, на Стрелку». Во-вторых, организаторы выбрали интересный подход: они опираются не на дорогостоящих звезд, а на музыкантов, малоизвестных в мире, но очень заметных у себя на родине. И турецкие, индонезийские, французские группы, которых мы нигде, кроме как на этом фестивале, не услышали бы, звучат крайне любопытно. Вообще, нынешний «Петроджаз» обещает быть полным неожиданностей, а без интриги любое зрелище – театральное или музыкальное – просто проваливается. Конечно, очень многое зависит от случайностей – успех никогда не получается запланировать, особенно в случае с импровизационной музыкой. Но организаторам почти всегда удается успешно выстроить драматургию мероприятия, и заключающий джем-сейшен, на котором вместе сыграют ключевые участники «Петроджаза», наверняка станет громкой кульминацией».
Текст: Егор Антощенко


VII Международный джазовый фестиваль
16–17 июля Петропавловская крепость