Конкурс имени П. И. Чайковского | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Конкурс имени П. И. Чайковского

  20 июня 2011
3 мин
Конкурс имени П. И. Чайковского
Впервые за полувековую историю Конкурса имени П. И. Чайковского соревнования по двум специальностям проходят в Петербурге

Основанный в 1958 году конкурс пианистов, скрипачей, вокалистов и виолончелистов был задуман как основной музыкальный институт СССР, деятельность которого могла бы наглядно продемонстрировать всю межконтинентальную мощь отечественной исполнительской школы, во второй половине прошлого века и впрямь переживавшей свое золотое время. Ставшая одним из символов хрущевской оттепели победа американца Вэна (Вана) Клайберна (Клиберна) на самом первом «Чайнике» смотрелась скорее подтверждающим правило исключением – проводившийся раз в четыре года конкурс всегда оставался парадом-алле лучших советских инструменталистов и вокалистов. К соревнованиям имени Петра Ильича официальные власти относились с не меньшей серьезностью, чем к гонке вооружений. Скрипачка Виктория Муллова, выигравшая золото в 1982 году, уже перебравшись на Запад, вспоминала, как после жеребьевки ей ясно дали понять: не станешь первой – поедешь в Сибирь. На «Чайнике» не играли, но боролись за выживание Соколов, Плетнев, Кремер, Образцова, Гутман, Атлантов: из будущих международных звезд через конкурсное горнило прошел каждый.

С породившим его строем конкурс Чайковского был связан настолько тесно, что начал хиреть одновременно с одной шестой частью суши – уровень участников стремительно падал с конца восьмидесятых, а к концу девяностых некогда могущественный институт превратился в унылый коррумпированный междусобойчик учеников членов жюри и выходцев из стран Азии. Два года назад Минкульт сделал безошибочный шаг, пригласив (не без личного, как говорят, участия председателя правительства РФ) в президенты конкурса Валерия Гергиева: главный в России кризис-менеджер от академической музыки пообещал восстановить престиж национального бренда, радикально реформировав менеджмент «Чайника», сделав его структуру максимально прозрачной и пригласив в жюри самых авторитетных музыкантов мира. В качестве отступных Гергиев впервые в истории переманил в Петербург соревнования по двум специальностям. К участию в первом туре допущены 27 скрипачей и 40 вокалистов, известных имен не так много: из струнников местной публике знакомы разве что проверенные бойцы Сергей Догадин и Павел Милюков (у обоих – по четыре золотые медали международных конкурсов разной степени престиж- ности), а из певцов – уже вполне профессионально состоявшиеся солистки Мариинского театра Гелена Гаскарова и Ольга Пудова плюс новоиспеченный премьер Михайловского театра Борис Пинхасович, дебютировавший на оперной сцене в только что выпущенной «Богеме». Но подавляющее большинство конкурсантов – «темные лошадки»: едва ли не впервые за последнее время в состязании наблюдается подобие интриги, и это, что называется, радует – в лучшие свои годы конкурс Чайковского неизменно превращался в увлекательнейший тотализатор. Текст: Дмитрий Ренанский

Отборочное жюри вокального конкурса: Елена Образцова, Леонид Корчмар, Ренате Купфер, Андрей Петренко

Специальность «Скрипка»
21–24 июня Малый зал Консерватории (второй тур)
27–29 июня Большой зал Филармонии (финал)

Специальность «Сольное пение»
22–24, 26–27 июня Академическая капелла (первый и второй туры)
29 июня Концертный зал Мариинского театра (финал)