Фильм «Распутин» | Кино | Time Out

Фильм «Распутин»

  30 мая 2011
4 мин
В Петербурге прошли съемки российско-французского телевизионного фильма «Распутин», заглавную роль в котором сыграл Жерар Депардье, а роль императрицы Александры Федоровны — Фанни Ардан.

В фильмографии режиссера «Распутина» Жозе Дайан сплошь костюмные теледрамы: «Отверженные», «Граф Монте-Кристо», «Графиня Ди Кастильоне». Байопик о демоническом царском фаворите выглядит вполне логичным продолжением этой тяги к богатой фактуре. Сюжет фильма пересказывают не слишком охотно, но судя по тому, что начать его решили с триллерного убийства старца, ждать особых сюрпризов не стоит. Будет спокойное изложение отношений царской семьи и Распутина в последние годы империи, как и во всех остальных кинобиографиях целителя.

Весь материал успели отснять за полтора месяца. Жалуются только, что поздно начали, понадеявшись на долгую и морозную русскую зиму. Как впоследствии выяснилось, зря – в конце марта, когда снимали сцену убийства Распутина, лед начал усиленно таять и пришлось придумывать всякие ухищрения, чтобы прорубь для тела старца выглядела хоть сколько-нибудь правдоподобно.

Кроме Депардье и Ардан, французская съемочная группа решила соотечественников не привлекать – остальные роли достались русским актерам. Владимир Машков с пышными накладными усами и в кителе играет Николая Второго – для пущего вживания в образ он попыхивает папиросой (только ленивый на площадке не шутит в связи с этим про его предыдущую роль – следователя Давида Марковича Гоцмана из «Ликвидации»). Анна Михалкова шуршит многочисленными юбками в образе главной придворной почитательницы старца фрейлины Анны Вырубовой. Данила Козловский и Филипп Янковский играют убийц Распутина – соответственно, великого князя Дмитрия Павловича и Феликса Юсупова. Константину Хабенскому досталась неожиданная роль личного секретаря Распутина (чтобы неожиданность была совсем ясна, скажем, что в «Агонии» Элема Климова эту же роль играл заправский пухлый комик Михаил Светин). Кстати, про саму «Агонию» здесь предпочитают не вспоминать – говорят, чтобы не испытывать их влияния и сконцентрироваться на своей трактовке.

Выбор актеров на главные роли несколько обескураживает, но Дайан терпеливо объясняет: их ей порекомендовал сам Депардье, который в этом вопросе более компетентен, чем все продюсеры и члены французской съемочной группы. «Я не видела их прошлых работ, но полностью доверяю в этом смысле Жерару и пока что об этом не жалею». Депардье, по словам Дайан, вообще главный человек в этом проекте – даже сама идея принадлежала в большой степени ему. «Он много раз говорил мне, что мечтает сыграть Распутина, ну и я сдалась. А раз он сам придумал этот фильм, то никто другой главную роль лучше сыграть не сможет. К тому же он очень много сделал для организации съемок в России – даже добился личного разрешения у вашего премьер-министра, чтобы мы работали в тех самых местах, где происходили исторические события. Например, здесь, в Александровском дворце».

Тут и правда не сразу поймешь, кто режиссер. Депардье еще не в образе, но в шароварах и хромовых сапогах, которые решил дополнить черной бейсболкой с золотым российским гербом, то и дело норовит усесться в кресло Дайан, комично прикрикивает на операторов и осветителей. А то и раздает пинки чересчур громким журналистам, затесавшимся на площадке. Когда Дайан вежливо напоминает, кто же все-таки здесь хозяин, он начинает играть роль мегафона, старательно повторяя ее команды своим зычным голосом. Наигравшись в режиссера, между дублями француз развлекает посиневшую от холода Ардан художественным свистом – этого таланта у него тоже не отнимешь. Та сбегает греться в припаркованный по соседству мерседес. А сам заскучавший Депардье благополучно исчезает в красненьком гримвагене. Про своего персонажа он рассказывать не настроен – видимо, понимает, что все и без него сказано по многу раз.

Едва заслышав про неугасающий интерес к фигуре Распутина (вспоминаются и диснеевский мультик «Анастасия», и одноименный британский хоррор с Кристофером Ли, и «Хеллбой»), Дайан оживляется: «Ну а как же – эта фигура ведь открывает двадцатый век! И какая это фигура – страстная, колоритная, эффектная! Никакой режиссер не устоит от соблазна снять про нее фильм. Я не склонна его демонизировать и винить в гибели империи – у нас он никакой не бесноватый. Он был против вступления России в Первую мировую войну – вот что самое главное».

Тем временем завершаются съемки сцены прощания венценосной семьи: Император хлопает дверцей авто, чтобы отправиться на фронт, а ангельские детишки машут ему ручкой. Правда, куда больше эмоций, чем собственно сцена прощания, у всей съемочной группы вызывает ее финал – Николай должен уехать на фронт на антикварном бьюике столетней давности. Проблема только в том, что никто, кажется, не верит, что столетняя сияющая колымага сдвинется с места. Однако бьюик с грохотом и дымом трогается и проезжает десять метров – ровно столько, чтобы выехать из кадра. Французский продюсер Арно Фриле облегченно вздыхает: «И так – весь фильм…»
Текст: Иван Чувиляев

«Распутин»
Реж. Жозе Дайан
В ролях: Жерар Депаре, Фанни Ардан, Владимир Машков
Франция – Россия
Осенью на телеканале «Россия»