Петербург
Москва
Петербург
Балет «Анна Каренина»

Балет «Анна Каренина»

Екатерина Кондаурова танцует Анну Каренину — впервые после получения за эту роль «Золотой маски».
После всевозможных российских наград – «Золотой софит», «Золотая маска» – Каренину Кондауровой номинировали на одну из самых престижных мировых – «Бенуа де ла данс». Вообще-то, шансы у нее невелики – один «Бенуа» у нее уже есть (за роль Заремы в «Бахчисарайском фонтане» пять лет назад), а балетный «Оскар», в отличие от «Оскара» обыкновенного, одному и тому же артисту дважды достается крайне редко. Но – кто знает? Было бы здорово, чтобы за свою Каренину балерина получила не только российскую, но и мировую награду.

Потому что – заслужила. В роли Карениной Кондаурова, кажется, ближе всех своих коллег подошла к изображению именно толстовской героини – женщины, которых Лев Николаевич боялся и которым читал мораль о смирении и принадлежности семье как высших добродетелях. А Каренина в изображении Кондауровой принадлежит стихии, а не ячейке общества. Водной стихии. Лед, поток, невесомый пар. Одна из лучших сцен спектакля в самом начале – там, где после бала героиня остается одна под падающим снегом. Рядом, конечно, есть люди – кто-то прогуливается, кто-то деловито передвигается, – но они отодвинуты и светом (отличная работа Йорна Мелина), и пластикой балерины, будто обозначившей вокруг себя пространство, в которое входить нельзя. Это пространство – ее и снега; она мечтает, ворожит, думает снег, именно он ей родня, а не скучный народ вокруг. И светлая накидка, слишком легкая для российских морозов, подчеркивает это родство: стихии эту Анну не обидят.

Она обитает в своем роскошном доме (оформители – художник Микаэль Мельбю и видеографик Уэндел Харрингтон – не поскупились и подарили Карениным детали интерьера из нескольких петербургских дворцов), она прохладно-ласкова с ребенком, аккуратнонежна с мужем, но вся эта конструкция жизни рушится при появлении Вронского (Андрей Ермаков). Тут происходят переход температуры через ноль и угроза паводка. Каренина взлетает на высокие поддержки и опускается к ногам любовника, танец Кондауровой приобретает открытость и надменность одновременно. В ее движениях появляются броскость и эффектность – поток рвется, захлестывает, идет волнами, его не остановить.

Когда у героини заканчиваются силы, а свобода оборачивается пшиком (не для кого быть свободной), Каренина идет вглубь сцены навстречу сияющему, как солнце, паровозному прожектору. Клубятся тени – ветер, пар, в который она скоро превратится. И в каждом шаге Кондауровой – готовность героини к такому финалу. Алексей Ратманский поставил этот спектакль впервые семь лет назад в Копенгагене. Потом повторял в Варшаве и Хельсинки. Но такую Каренину он получил только здесь, в Мариинском. Не удивительно – кому, как не петербуржцам, чувствовать истории про снег, воду и ветер? Текст: Анна Гордеева

«Анна Каренина»
30 мая, Мариинский театр
25 мая 2011
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация