Петербург
Москва
Петербург
Юрий Александров о чукотской порнографии

Юрий Александров о чукотской порнографии

Художник Юрий Александров небольшой филиал Музея истинного чукотского искусства.

Ваши «соавторы» — Иван Гольденшлюгер и Константин Молох — в релизе выставки остроумно названы «коллегами по мифу». Вы настаиваете, что это реальные живые люди?

Настаиваю. Мы неоднократно работали вместе. Костик сейчас в Дании. А Ваня — у себя на Украине.

А почему на афишах только ваше имя стоит?

Ну это мы так договорились с галереей. Они все равно не смогут приехать на открытие. Так что мне одному придется за всех отдуваться и все объяснять. Так вот, идея Музея современного искусства Чукотки возникла, когда мы втроем работали над созданием экспозиции настоящего музея в Анадыре в 2003 году. Всю проектную документацию подготовили, но поссорились с жадным московским начальством, на этом дело и закончилось. Экспозиция работает, и слава Богу. Но мы хотели в эту экспозицию включить отдел современного искусства. Ничего у нас не получилось. То, что нам в Анадыре предлагали музейные люди, — это была полная фигня, какая-то матрешечная резьба по кости, раскрашенная анилинами, то есть полное вырождение их исконного национального искусства, перед которым мы благоговеем. И тогда мы сделали виртуальный отдел музея.

Получается, вы создали несуществующее современное искусство Чукотки?

Вы отгадали. И ничего страшного тут нету, что мы не чукчи, потому что немецкие и еврейские художники создавали французское искусство в Париже, и наоборот, немецкое искусство создавали всякие другие этнические отщепенцы, евреи в том числе. А нам тем более легко было это сделать, потому что в конце 70-х годов мы работали в издательстве «Просвещение» и делали учебники для чукчей, эскимосов, ненцев, эвенков — всех народов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Изучали этнопсихологию чукчей?

Конечно, мы знали какие-то этнографические детали. Но редакторы учебников очень не приветствовали местную специфику. Никаких унтов, олених шкур. Надо было изображать детей в таких, знаете, нейлоновых курточках. Очень они хотели выглядеть современно. И это реализовалось в полной мере — сейчас в Анадыре все, конечно, ходят в «адидасе», ни черта там нету национального.

И современного искусства тоже нету?

Психология поменялась, они все хотят позитива, но что-то новое там трудно прививается. Они ничего нового толком сделать не могут, потому что им некуда старое выбрасывать. Кругом одна тундра во все стороны —куда мусор-то девать? Закопать нельзя —мерзлота. Это потрясающая картина — город со всех сторон окружен мусором. Дома на сваях, и под домами мусор. Особенно величественно выглядит, когда дует ветер 42 метра в секунду. Ты летишь по Анадырю с этим ветром, и вместе с тобой летит мусор.

Что же, все духи умерли?

Нет, не все. Настоящая Чукотка действительно существует — только на самом краю света, куда и добраться почти что невозможно, нужно лететь на вертолете и ехать на вездеходе. И эта Чукотка ни на грамм не отличается от нашего представления о настоящей жизни на настоящем Краю Света, которое мы и старались воспроизвести в нашем виртуальном музее.

Почему великанша-колдунья Мэрген на одной из картин изображена двуполой?

Хороший вопрос. Вообще-то это Костик должен комментировать. Но раз уж его нет, я сейчас сосредоточусь и объясню. Великанша— воплощение женственности, плодородия. А с другой стороны, она же и символ силы, природной мощи.

Плодородие у них там какое?

Приплод оленей — больше там ничего нет. Будет приплод — будет мясо, будут шкуры, будет жир. Будет жир — будет светло в яранге, будет жизнь… И в пологе будут обниматься чукотские мужчины и женщины. Картины отчасти посвящены чукотскому эпосу, невероятно интересному. Нам показалось, что сюжеты этого эпоса сильно смахивают на Младшую Эдду и Нибелунгов. Может быть, потому что Север требует существования мифов о сверхлюдях, великанах. Мэрген сопоставима с Кримхильдой. И сюжет сходный — обе вступают в борьбу с мужчинами, с которыми хотят вступить в соитие.

А почему на «чукотских» костяных вещах надписи на иврите?

Это мне тяжело будет объяснять. Идея Ивана заключается в том, что чукчи — это потерянное двенадцатое колено Авраама, которое ученые ищут по всему свету. Айзек Азимов считает, что это японцы, а Иван считает, что чукчи. Противоречия тут никакого нету, потому что они, конечно, все близкие родственники. А также они родственники американским индейцам, поскольку алеуты с индейцами вообще одна кровь. Вот и получается, что полмира — это монголоидные евреи. Тут можно вспомнить Эми Вайнхаус, которой дали сразу пять премий Grammy только что. Что-то в этом есть. Эти маленькие человечки, где бы они ни оказались, способны, во-первых, выжить и, во-вторых, увидеть нечто,что вообще-то трудно увидеть. Я с интересом поддерживаю эту теорию. По этому поводу я нарисовал в 89 году комикс «Вечный жид».

А что там написано, можете перевести?

Вот эта фиговина — «Ловушка злых духов»,на ней написано: «Все накроется женским органом». А вот это — моржовый х…й. У него с одной стороны написано: «Начало всего». А если перевернуть — «Конец всего».

Он что, настоящий? У моржей там кость?

Настоящий, конечно. Это известный феномен. В этнографическом музее я видел шахматный столик с ножками из четырех моржовых фаллосов. Культурно, по-музейному, это называется «резьба по моржовому пенису». Тонкая технология: ламповая копоть втирается для большего эффекта.

И что же, он такой большой?

Ну да. Морж такой был.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация