Обзор фильмов о войне | Кино | Time Out

Обзор фильмов о войне

  29 апреля 2011
2 мин
Обзор фильмов о войне
Топ-5 журнала Time Out

«Двадцать дней без войны» (1976)
Военный журналист Лопатин на двадцать дней уезжает от своей злой работы в тыл, где встречает любовь, краткую, безответственную и счастливую. Часто первый самостоятельный фильм Германа называют его лучшей картиной. Причин тому много: сложная поэтика режиссера, фантастические подробности негероического быта, но главное – две удивительные актерские работы, Юрия Никулина и Людмилы Гурченко.

«Летняя поездка к морю» (1978)
Режиссеру Семену Арановичу и сценаристу Юрию Клепикову удалось по-новому рассказать о войне в тылу. Полудокументальная интонация, жутковатая красота северных пейзажей и название, отсылающее к прелести забытой жизни, сплетаются в трогательное, лишенное пафоса повествование, нетипичное для советских фильмов о войне.

«Солдаты» (1956)
Экранную судьбу «Солдат» трудно назвать счастливой. Прокат ленты прошел незамеченным, а критики сочли экранизацию некрасовских «В окопах Сталинграда» неудачной, хотя именно она стала поворотной для традиции изображения на экране военной правды. Сегодня удивляет, как всего через десять лет после окончания войны мог быть создан настолько честный портрет тех, кто в ней участвовал. А знаменитая сцена атаки по своему техническому совершенству до сих пор может дать фору многим военным фильмам.

«Белорусский вокзал» (1970)
Особенно хорошо это кино работает на контрасте с победными эпопеями вроде озеровского «Освобождения». Непомпезная, будничная интонация, редкого сорта искренность. «Белорусский вокзал», в сущности, о том, как встретились четыре человека, которым и разговаривать-то особенно не нужно. И так все ясно, потому что 25 лет назад они делили поровну все, что у них было. И победа им до- сталась тоже одна на всех.

«Отец солдата» (1964)
Сыгравший в этом фильме главную роль Серго Закариадзе был известен в театре как мастерский исполнитель роли Эдипа. В «Отце солдата» он тоже поднимает своего героя, приземистого сгорбленного крестьянина, на уровень античного героя. Его Георгий Махаришвили даже в военной форме остается глубоко штатским человеком. Он отец всем солдатам, не только воюющему где-то сыну, но и тем, кто сейчас марширует вместе с ним по пыльной дороге.