Салман Рушди «Ярость» | Главное | Time Out
Главное

Салман Рушди «Ярость»

  20 апреля 2011
2 мин
Салман Рушди «Ярость»
«Американский роман„ проклятого “поэта»

«Сатанинские стихи», опубликованные индийцем Салманом Рушди в 1989 году, стали его проклятием: после выхода этой книги аятолла Хомейни провозгласил убийство писателя богоугодным делом, исламские радикалы назначили за его голову цену 2,8 млн долларов, был убит переводчик «Стихов» на японский, ранены итальянский переводчик и норвежский издатель. В результате Рушди бежал из Лондона в США, бросив молодую жену и трехлетнего сына. Так же поступает и герой его последнего романа «Ярость», профессор истории Малик Соланка, неожиданно оставивший академическую науку ради изготовления марионеток для телевидения. Главный мотив этой книги, однако, не чувство вины за брошенную семью, а, собственно, ярость, которая объясняет логику поступков загнанного в угол героя. «Жизнью движет ярость, – размышляет Соланка. – Ярость – сексуальная, лежащая в основе эдипова комплекса, скрытая в политике, в магии, в звериной жестокости – заставляет нас достигать заоблачных высот или опускаться на невообразимые глубины». Это темное экстатическое дионисийское начало заставляет Соланку (читай – Рушди) переосмысливать общепринятые нормы и толкования. Даже в шекспировском Отелло он видит не влюбленного в Дездемону до слепоты мавра, а чудовище, которое должно быть слепо по определению и стремиться только к подчинению окружающих. Единственной прочной опорой для героя и автора становятся воспоминания, «жизненный багаж», истории. «Наши истории – вот то, что мы таскаем за собою в наших странствиях через океаны и границы, через жизнь… Мы – это наши истории, а когда мы уходим, то, если повезет, наши истории обеспечат нам жизнь вечную». Возможно, именно поэтому в каждом романе Рушди всегда видится что-то автобиографическое. Нина Иванова
«Амфора»