Европейская театральная премия | Театр | Time Out

Европейская театральная премия

  12 апреля 2011
4 мин
К нам едет Европейская театральная премия. Пожалуй, более авторитетного института в сегодняшнем театральном мире не существует, хотя зрительский интерес в большей степени подогревает ее младшая спутница — премия «Новая театральная реальность».

Европейская театральная премия была учреждена Еврокомиссией и Союзом театров Европы в 1986 году, ее штаб-квартира находится в Риме, и вплоть до середины 2000-х фестивали премии проводились в городах Италии. Теперь, подобно Олимпийским играм, премия ежегодно меняет дислокацию своих торжеств. Она присваивается по совокупности заслуг умудренным театральным мэтрам. Среди лауреатов – великие деятели театра: Питер Брук, Джорджо Стрелер, Ариана Мнушкина, Роберт Уилсон, Патрис Шеро. Из россиян на сегодняшний день премии удостоился только худрук МДТ Лев Додин. Ныне ее вручат выдающемуся немецкому режиссеру Петеру Штайну, а спецпремию «за вклад» получит легенда советской сцены Юрий Любимов, руководитель Театра на Таганке. Такое решение приняло высокое жюри из театральных деятелей разных стран с итальянским критиком Франко Куадри во главе. Россию в жюри представляет главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова. Штайн и Любимов – фигуры титанические, но все же древние. Разумеется, мы будем рады увидеть новый спектакль Любимова «Мед», поставленный по мотивам стихотворений Тонино Гуэрры, сценариста Феллини, тем более что одну из главных ролей в нем играет замечательный Валерий Золотухин. Как и комедию Генриха фон Клейста «Разбитый кувшин» в интерпретации Штайна – этот спектакль поставлен в отличном театре Berliner Ensemble, а в роли судьи Адама выступил большой актер Клаус Мария Брандауэр. Другое дело, что по разряду «нового слова в театральном искусстве» не провести ни тяжеловесную костюмную постановку Штайна (немецкая критика каламбурила, что спектакль громоздок, как камень то есть stein), ни архаичный «поэтический театр» Любимова (насчет «Меда» московская критика сохранила уважительное молчание).

Вот тут-то и приходит на помощь «Новая театральная реальность», отмечающая самых ярких новаторов, театральных творцов, держащих руку на пульсе современности и расширяющих границы сценического языка. В числе лауреатов текущего года наш земляк режиссер Андрей Могучий – отчасти благодаря этому Петербург и был выбран в качестве нынешней столицы премии. Он представит премьеру спектакля «Счастье», поставленного в Александринском театре по мотивам «Синей птицы» Метерлинка. Среди удостоившихся премии «Новая реальность» и лидер современной финской сцены Кристиан Смедс, хороший приятель Могучего. Прошлой зимой он приезжал в Петербург на режиссерскую лабораторию Могучего в расселенном доме на Петроградке, испугав обосновавшихся в здании гастарбайтеров бритым затылком и кирзовыми сапогами. Смедс, в принципе, легко может напугать и неподготовленного зрителя. Его спектакли полны дерзких, порой брутальных фантазий. В «Трех сестрах» Соленый представал в образе рокера, а Протопопов – цыганского барона. В «Чайке» Смедс поручил роль Аркадиной мужчине, а в «Неизвестном солдате» расстрелял изображение президента Тарьи Халонен – и это в Национальном театре Финляндии. В Петербург привезут его новый спектакль, «Мистер Вертиго», навеянный впечатлениями от бестселлера Пола Остера, фантастической истории об американском беспризорнике, овладевшем искусством левитации. Помимо полетов Смедс потрясет воображение 3D-проекциями и подвижными зрительскими рядами.

Еще один любопытный лауреат – исландский театр Vesturport. Маленькая компания из крохотной страны имеет тем не менее всемирную известность. На сайте труппы – восторженные отзывы от журналистов со всего света, даже от обозревателя гонконгского Time Out. Вестурпортовцы снимают кино и ставят спектакли, зачастую по мотивам известных фильмов, – практика очень распространенная на Западе и почти незнакомая у нас. В репертуаре, в частности, ремейки фильмов «Дискосвиньи» и «Вместе», причем ради участия в последнем в Рейкьявик регулярно приезжает специально приглашенная звезда Гаэль Гарсия Берналь. Другая звезда, плотно сотрудничающая с театром, – Ник Кейв. Именно он автор музыкального оформления для двух спектаклей, которые покажут в Петербурге: «Фауста» Гете и «Превращения» Кафки.

Современный пластический театр, тот, что в Европе называют physical theatre, представит чешская компания Farm in the Cave под руководством другого свежеиспеченного лауреата – Вильяма Дочоломанского. Их «Путешествие на станцию» – продукт совместных лабораторных штудий с норвежскими уличными артистами, а спектакль «Театр» возник в результате экспедиции в Бразилию и наблюдения за тамошними негритянскими обычаями. Лауреат из Португалии, театр Meridional также не опирается на литературные источники. Его тематика – актуальные социально-политические проблемы – тоже выражена невербальным сценическим действием. Отличие в том, что его язык – не пластика, а острый и эмоционально насыщенный актерский жест, содержательные мизансцены.

Внеконкурсная программа фестиваля будет тоже довольно лакомой. Чего стоит премьера долгожданного спектакля Валерия Фокина «Ваш Гоголь», вокруг которой как пить дать тут же начнут ломаться критические копья. Да и возможность ежеутренне встречаться с лауреатами и беседовать с ними в режиме свободной дискуссии в стенах Дома актера дорогого стоит. Закончится театральное пиршество на сцене Александринского 17 апреля. Церемонию вручения премии ставит Андрей Могучий, она плавно перетечет в бенефис главного лауреата Петера Штайна, который обещает лично декламировать «Фауста» под аккомпанемент фортепиано. Текст: Андрей Пронин

Европейская театральная премия
Расписание смотрите здесь