Интервью с режиссером фильма «Мастер и Маргарита» | Кино | Time Out

Интервью с режиссером фильма «Мастер и Маргарита»

  5 апреля 2011
3 мин
Интервью с режиссером фильма «Мастер и Маргарита»
Пролежавший 17 лет в сейфах фильм «Мастер и Маргарита» выходит на экраны.

Снятый в 1994 году, фильм Юрия Кары за те годы, что лежал в сейфах у продюсеров, оброс легендами: говорили про мистику, которая не пускала на экран картину (как будто мало было фильмов, которые не дошли до зрителя по финансовым причинам), про гениальную актерскую игру Ульянова – Пилата и Бурляева – Иешуа. В общем, классическая судьба фильма, который никто не видел. Потом копию из сейфов извлекли, после единственного закрытого показа его полной, трехчасовой версии на ММКФ она попала в файлообменные сети, и все, кто был заинтересован, фильм посмотрели. Никто в целом не разочарован, однако ясно, что фильм родом из девяностых и сделан он по шаблону позднеперестроечного кино. Причем не столько в формальном смысле, а, с позволения сказать, в этическом: нечистая сила прячется в Кремле, на бал к Сатане являются главные злодеи советской истории. Фильм действительно опоздал. После просмотра становится ясно: он был бы хитом в своем 1994 году. Сегодня ему, похоже, уготована судьба забавного рудимента, не более.

Ваш фильм вышел на экраны спустя 17 лет после того, как был снят. Как вам кажется, ничего за это время он не потерял? Не боитесь, что он будет выглядеть анахронизмом? Не думаю, что есть какие-то вещи в «Мастере и Маргарите», которые так уж тесно были привязаны ко времени, чтобы фильм мог опоздать на встречу со своим зрителем. Мы сознательно отказывались от каких бы то ни было спецэффектов, чтобы сохранить дух времени, адекватность булгаковскому роману. Чтобы чудеса были оттуда, из тридцатых годов. И чтобы не разрушить ткань произведения. Я даже больше скажу: может быть, фильм сейчас актуальнее, чем 17 лет назад. Хотя бы потому, что мы снимали все именно там, где происходило действие: дом Маргариты – в доме Маргариты, тогда еще жива была старая Москва, которой теперь нет. К тому же, путь булгаковского романа к читателю тоже был долгим – 25 лет. Так что мы и в этом следуем автору.

А явление на балу у Воланда Ленина, Сталина и Гитлера не анахронизм, не дань перестроечной моде? Мы об этом не думали, о том, что актуально, а что нет. У Булгакова упоминается, что Маргарита видела на балу огненную бороду Малюты Скуратова и Калигулу. И девушки-гримеры спрашивают: как кого гримировать? Ну мы и решили ввести в фильм такой вот эпизод. Тем более Коровьев у нас же говорит про Сталина, Ленина и Гитлера: «А это – специально приглашенные гости».

А что вы думаете по поводу того, что фильм уже давно есть в Сети? Это плохая копия, с отвратительным звуком, блеклым цветом. В прокате будет не эта версия – в Сеть попал вариант для телевидения, поделенный на серии, – а двухчасовая.

Что вы думаете про телеэкранизацию Бортко? Не обидно, что он опередил? Все-таки много общего у фильмов. Ничуть не обидно. Даже больше скажу. Когда появился фильм Бортко, мне знакомые говорили: не расстраивайся, раньше на тебя все шишки бы посыпались, а так Бортко принял удар на себя и все обвинения на него потратят.
Текст: Иван Чувиляев