Балет Without Words. Nunc Dimittis. Duende | Театр | Time Out

Балет Without Words. Nunc Dimittis. Duende

  24 марта 2011
3 мин
Новый худрук балета Михайловского театра Начо Дуато выпускает первую премьеру — балет Nunc Dimittis на духовные темы. Текст: Анна Гордеева

Первая зима, которую Начо Дуато проводит в Петербурге, завершается одной мировой премьерой и двумя премьерами российскими. Испанский хореограф, ставший худруком балета Михайловского театра, специально для нас сочинил одну одноактовку и разучил с труппой две поставленные ранее в других театрах.

Премьера «Дуэнде» состоялась двадцать лет назад в Нидерландском театре танца (NDT), том театре Иржи Килиана, где Дуато танцевал и где начал пробовать свои силы в хореографии. «Дуэнде» – как бы пара слов на прощание, ведь к моменту премьеры хореограф уже год руководил собственной труппой в Испании. Прощание это – нежное, тихое, удивительно хрупкое: музыка Дебюсси, фразы арфы и флейты. Дуато говорит, что дуэнде – нечто вроде эльфов, и его объяснение вспоминаешь поминутно: весь небольшой балет поставлен так, что кажется, будто кроме артистов на сцене присутствует еще кто-то невидимый. Кто-то, кто заставляет балерин мягко опускаться в плие, а танцовщиков – неожиданно делать «березку», кто-то подбрасывающий героиню на плечи герою и безошибочно соединяющий пары. Балет – благодарность за счастливое «балетмейстерское детство», за выданный шанс. С совершенно не истерическим, но твердо-печальным чувством, что так хорошо больше нигде не будет.

Without Words («Без слов», и почему бы не перевести название на афише, если при переводе не теряется ни капли смысла?) – это уже 1998 год и работа для American Ballet Theatre. Балет на музыку Шуберта для восьми артистов и их теней (сложная работа со светом, придуманная самим Дуато и воплощенная Брэдом Филдсом) сохраняет свойственную хореографу элегическую интонацию, но приобретает больший нерв, тревога в тексте сильнее. Пусть несколько строк, заменяющие либретто, говорят об «универсальном жизненном цикле» – в спектакле звучат отчетливый страх смерти и просьба о милосердии. К кому? К кому-то, к кому тянет руки маленькая грустная толпа.

И – закономерное развитие темы: в Петербурге Дуато ставит балет религиозный. В нем не будет, уверяет балетмейстер, персонажей из Священной истории: ни девы Марии, ни Христа мы на сцене не обнаружим. Но, взяв религиозную музыку Арво Пярта (Nunc Dimittis; в российских церквях песнь Симеона Богоприимца звучит как «Ныне отпущаеши…») и добавив к ней фрагменты, сочиненные Давидом Азагрой, Дуато хочет поговорить на духовные темы. Симеону было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Мессию, – и Симеон, увидев младенца Иисуса, благодарит Господа за выполненное обещание. За что благодарит Всевышнего Дуато, можно попробовать понять на премьере. Пока известно только то, что на постановку хореографа вдохновила прима Михайловского театра Екатерина Борченко и главная партия предназначена ей.

Without Words. Nunc Dimittis. Duende
Михайловский театр
Расписание смотрите здесь