Обзор: 8 новых русских фильмов | Кино | Time Out

Обзор: 8 новых русских фильмов

  23 марта 2011
5 мин
Обзор: 8 новых русских фильмов
которые покажут в этом году

«Обратное движение»
Андрея Стемпковского
Полнометражный дебют достаточно громко заявившего о себе экспериментальным фильмом «Лесополоса» Андрея Стемпковского на Монреальском фестивале получил приз за лучший дебют, а в Анжере – Гран-при. Это не говоря уже о призе за лучший сценарий на «Кинотавре». Правда, все эти призы на прокатную судьбу картины не повлияли – выпускает его Фонд Михаила Калатозова, который и выделил средства на съемки, поэтому особых шансов на широкую известность у фильма про женщину, потерявшую сына в горячей точке и приютившей беспризорника, нет.

«Я тебя люблю»
Александра Расторгуева и Павла Костомарова
Фильм-эксперимент двух самых радикальных русских документалистов взяли в программу Роттердамского фестиваля, отмечающего альтернативное артхаусное кино. Расторгуев и Костомаров устроили кастинг в Ростове-на-Дону, отсмотрели несметное количество неудавшихся актеров и безумных старушек, отобрали из общей массы нескольких действительно интересных персонажей и раздали им камеры. С одним условием – честно снимать все, что с ними происходит. А уже из отснятого материала сами режиссеры смонтировали фильм. Если учесть, что документальное кино в прокат у нас выходило только однажды – это была «Девственность» Виталия Манского, – то лучший сценарий киножизни «Я тебя люблю» – клубный прокат.

«Громозека»
Владимира Котта
Фильм, снятый братом-близнецом автора «Брестской крепости», также попал в программу Роттердама, хотя радикальностью не отличается. Котт снял самый что ни на есть камерный фильм, вполне зрительский и потенциально успешный в прокате. Трое первоклассных актеров – Борис Каморзин (влюбленный мент Димыч из «Сказки про темноту» Николая Хомерики), Николай Добрынин и Леонид Громов (профессор научного атеизма с голосом Сергея Маковецкого из балабановского «Груза 200») – играют трех школьных друзей-неудачников. Из их печального жизненного опыта Котт складывает историю про вечных детей, кидалтов, у которых, кроме воспоминаний о счастливом детстве, за душой ничего нет. Приятным бонусом в эпизодических ролях отметились главные герои детства: Красная Шапочка Яна Поплавская, Буратино Дмитрий Иосифов и Электроники братья Торсуевы.

«Елена»
Андрея Звягинцева
Новый фильм главного русского фестивального «товара на экспорт» Андрея Звягинцева умудрился получить свой первый приз еще до того, как был снят: сценарий «Елены» жюри фестиваля «Санденс» назвало лучшим на Европейском континенте. Так что путь в Канны на главный европейский фестиваль «Елене» обеспечен, несмотря на то что официальная программа еще не объявлена. Звягинцев здесь смог наконец избавиться от самоповторов: фильм, видимо, действительно будет отличаться и от «Возвращения», и от «Изгнания». Сам режиссер говорит, что сделал серьезный шаг в сторону приземления, и с ним не поспоришь: если верить синопсису, фильм – про женщину средних лет, пытающуюся помочь своему сыну-алкоголику.

«Мишень»
Александра Зельдовича
Режиссер фильма «Москва» – одной из ключевых картин рубежа 1990-х и 2000-х – молчал все эти десять лет. И наконец вернулся – снова с фильмом по сценарию Владимира Сорокина. Про Россию 2020 года, находящуюся под пятой Китая, в которой министр полезных ископаемых отправляется на заброшенный советский полигон в поисках вечной молодости. Несмотря на то что «Мишень» на прошедшем Берлинском фестивале, где состоялась ее премьера, ничего не получила, в общую тенденцию она вписалась. А тенденция одна: в этом году в чести тема катастрофы и крушения мира. И если про переселение душ нашим соотечественникам нечего сказать, то в теме катастроф мы впереди планеты всей.

«Фауст»
Александра Сокурова
Последняя и итоговая часть сокуровской «тетралогии власти», как и прошлые, примет участие в конкурсе Канн. «Фауст» в самом деле сильно отличается от других лент сокуровского эпоса, длившегося больше десяти лет. Если три предыдущие были посвящены конкретным фигурам – Гитлеру («Молох»), Ленину («Телец») и Хирохито («Солнце»), то здесь речь идет о мифе. К тому же Сокуров – единственный русский член съемочной группы. В главной роли – звезда фильмов Фассбиндера Ханна Шигулла, оператор – Бруно Дельбоннель, работавший, как ни странно, над «Амели» и одной из частей саги о Гарри Поттере.

«Неделимое»
Василия Бархатова
Широко шагает Василий Бархатов: дебюта в Мариинском в 22 года ему мало, освоив драматический театр, он наконец добрался до кино. В фильме про влюбленных физиков-ядерщиков, снятом на Сосновоборской АЭС, главные роли сыграли уже получивший в Берлине приз как лучший актер Григорий Добрыгин и звезда «Обитаемого острова» Юлия Снигирь. Пока о фестивальной судьбе картины ничего не известно, но сама фигура Бархатова уже дает какие-то гарантии на профессиональный или зрительский интерес.

«Счастье мое»
Сергея Лозницы
Не столько фильм, сколько весьма характерный урок грядущим участникам престижных киносмотров. Премьера игрового дебюта одного из лучших документалистов, автора «Блокады» Сергея Лозницы состоялась в прошлом году в Каннах и сразу вызвала много шума. Уже на «Кинотавре» критики кинулись на режиссера с кулаками. Одних раздражало, что белорус, живущий в Германии, снял на европейские деньги фильм про то, какое Россия мерзкое болото. Другие поспешили обвинить Лозницу в эпигонстве по отношению к Балабанову и его «Грузу 200». И те, и другие своего добились: в Германии, Франции и Штатах лента вышла в широкий прокат, у нас ее никто выпустить так и не решился.