Александр Васильев о моде
Александр Васильев, денди, знаток и историк моды, прочитал в Петербурге еще один сногсшибательный цикл лекций и внедрил прекрасное в жизнь и обиход. Елизавета Горлова поговорила с ним о современных модельерах, русском стиле и о том, что лучше быть гламурной старухой, чем стараться выглядеть старой девочкой.

У служебного входа Шереметьевского дворца столпотворение. На втором этаже в Белом зале Александр Васильев читает лекцию по истории моды. На интервью Васильев выделяет 15 постлекционных минут. График Александра Васильева, человека, который на телеэкране выглядит сибаритом и эпикурейцем, расписан по секундам. Через четверть часа после интервью он должен быть уже на презентации собственной книги «Этюды о моде и стиле». Белый зал Шереметьевского дворца заполнен на две трети. Сажусь куда-то в середину, оглядываюсь по сторонам. Публика на 90% — женщины. Оставшиеся 10% — пара мужчин в неновых свитерах и брюках с заглаженными стрелками, на задних рядах стайка 18-летних барышень, наверное, из Университета культуры.

Пока ассистент Александра Васильева готовит проектор и слайды, восторженная поклонница дарит мэтру гигантский букет роз. Они тут же оказываются в вазе — это уже суетится еще одна девушка. Лекция начинается. Зал шуршит блокнотами. Я готовлюсь к серьезному экскурсу в моду XVII века (на экране появился кадр — картина Ван Дейка). Васильев начинает со слов: «Посмотрите, как красиво!». Напряженно жду терминов, дат, пояснений. Но Васильев ограничивается комплиментами изображенной на портрете даме. «Видите, как элегантно: ниспадающий локон, и вот здесь небольшой бант». Следующий диапозитив, представленный публике — еще один портрет, уже работы не Ван Дейка, а какого-то безвестного живописца. На нем — провинциальная женщина, Васильев язвительно комментирует: «Она хотела быть модной — вот бант, но не один, как надо бы, а целая гроздь!».

В том же духе продолжается еще час. Диапозитивы меняются один за другим, Александр Васильев под дружное хихиканье за ла критикует наряды, а под благоговейное молчание — хвалит. Дамы в накинутых на плечи шубах что-то напряженно записывают в тетради, конспектируют.

На интервью я собираюсь спросить о сегодняшней российской моде. Богатый знаниями о прошлом, Васильев, возможно, разрешит один из главных вопросов, мучающий всех, кто так или иначе близок миру моды.

 

Российские дизайнеры с большим трудом пробиваются на Запад. В то время как у модельеров других незападных стран, японских, например, таких трудностей не возникает. Почему происходит так, как с этим бороться?

Россия сейчас не в моде. У нее плохая репутация из-за коррупции, шпионских скандалов в Лондоне, из-за нестабильности (мы же сейчас накануне выборов, все ждут, чем закончится эта история). Поэтому западный потребитель не испытывает доверия к России и не может по-настоящему влюбиться в русский стиль. Пока что наша страна, как это ни прискорбно, скорее пугает, чем привлекает. Безусловно, со временем ситуация изменится, все еще впереди.Рассуждение о недоверии к России кажется весомым, но вряд ли объяснение заключается только в этом. Сами дизайнеры говорят об отсутствии школы и общего уровня, которому могли бы доверять западные байеры. Немного исправили ситуацию Алена Ахмадуллина и Денис Симачев.

Какие молодые дизайнеры кажутся вам перспективными? У кого есть шанс покорить не только Россию, но и Европу?

В Москве мой любимый дизайнер — Кирилл Гасилин. Он получил премию лучшего дизайнера Московской недели моды. Гасилин — мастер удивительного кроя и тонких силуэтов. Он ведет русскую моду в XXI век, а не в прошлое. Мне нравится также Nina Donis (Нина Неретина, Донис Пупис. — Прим. Time Out), Александр Арнгольдт, Олег Бирюков.

На лекции вы много говорили о том, какой наряд плох, а какой хорош. Поэтому следующий мой вопрос именно об этом. Можете ли вы дать рецепт, как правильно одеваться?

Во-первых, всегда важно помнить о том, что не надо смешивать больше трех цветов в одном наряде. Четвертый цвет всегда лишний. Второе правило: женщине всегда надо думать о том, что нужно снять, а не что нужно добавить. Третье правило: помните о том, что следить за модой смешно, а не следить — глупо. Умение почувствовать эту тонкую грань и есть чувство стиля. Это умение каждый должен в себе развивать. Это не значит, что нужно стремиться стать иконой моды, это не каждому дано, но научиться быть элегантной — можно. Лучше быть стильным, чем модным. Еще мне кажется важным (это совет женщинам старшего возраста) не стараться выглядеть девочкой. Лучше быть гламурной старухой, чем старой девочкой. Многие в своем стремлении омолодиться выглядят смешно и патетично. И последнее: избегайте одежды с нашитыми лейблами — когда женщина выглядит как реклама модных домов, это пошло. Когда вы идете по Елисейским полям или по Бонд-стрит, вы всегда можете опознать россиянку именно по количеству выставленных напоказ брендов.

Спецпроекты