ПВО | Главное | Time Out
Главное

ПВО

  18 января 2011
4 мин
ПВО
Новый сборник Пелевина, как всегда, донес до читателя оперативную карту современного мира — с потенциальной прозрачностью любых тайн (Wikileaks), мыслящими беспилотными самолетами, богом из машины и ангелами. Time Out cоставил гид по книгам писателя.

1989 — «КОЛДУН ИГНАТ И ЛЮДИ» Первое опубликованное произведение. К колдуну приходит поп, возвещая ему смерть через короткие прозрачные зарисовки, но в итоге оказывается, что «мир сам давно убит своими собственными колдунами». Ключ ко всему позднейшему Пелевину: некоторые критики считают, что явленный в 2008 году властный тандем – лишь манифестация реально существующего, одним из элементов которого и является ПВО (Пелевин Виктор Олегович). Насчет второго элемента есть разночтения – так, по одной версии это ВВП (Владимир Владимирович Путин), по другой – ВПЗР (великий писатель земли русской, он же Владимир Георгиевич Сорокин).

1991 — «ОМОН РА» Роман объясняет специфику советского космоса, где мифы о героях имеют большее право на существование, чем так называемые «живые люди». В подобной мифогенной парадигме ПВО позже замыслит и обустроит современный нам мир.

1991 — «ПРИНЦ ГОСПЛАНА» В повести о программисте, который считает себя персонажем компьютерной игры, Пелевин показывает относительность разделения реального и виртуального миров, прозрачно намекая на то, что все, что мы увидим позже, – лишь результат работы некой мыслительной машины.

1993 — «ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ» Как ученые вначале проводят опыты на мышах или обезьянах, так Пелевин сконструировал пробный образец постсоветского общества в мире насекомых. Таким образом модель прошла проверку и была немедленно запущена в производство.

1996 — «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА» По результатам опыта с насекомыми автор проводит эксперимент в психиатрической лечебнице, где моделируются возможные пути развития реальности (алхимический брак с Востоком или с Западом, бандитская тема или же путь в Пустоту). Одновременно предпринимается попытка осмыслить не только настоящее или будущее, но и прошлое – в романе появляется дореволюционная линия с демиургом Котовским, что злоупотребляет кокаином (и это сказывается на творении), а также Чапаевым-бодхисатвой, который доносит очевидную мысль, что все есть иллюзия и плод воображения – сами догадайтесь, кого. «Ч и П» до сих пор считается основополагающим произведением автора.

1999 — «GENERATION «П» В романе разрабатывается метод, по которому организован современный мир. Криэйтор Вавилен Татарский, являясь менеджером креатиффа, своего рода ангелом (в классическом мироустройстве), осуществляет делегированные ему управленческие функции посредством изобретения рекламных слоганов.

2003 — «ДПП (NN) ( ДИАЛЕКТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ИЗ НИОТКУДА В НИКУДА)» «Переходный» сборник для автора – основы мира заложены, технологии функционирования отработаны, и теперь можно мыслить его в подробностях.

2004 — «СВЯЩЕННАЯ КНИГА ОБОРОТНЯ» Здесь автор мыслит любовь, такую, какой она возможна в его мире, в виде непрочного союза вечных, но обманчивых истин (лиса А Хули), и сиюминутной реальности, которая тоже не совсем то, чем кажется (генерал-оборотень ФСБ).

2005 — «ШЛЕМ УЖАСА. КРЕАТИФФ О ТЕСЕЕ И МИНОТАВРЕ» Автор пытается выбраться из собственного лабиринта, отрабатывая ходы на примерах персонажей интернет-чата, но приходит к выводу, что Шлем ужаса уже прирос к голове, и придется мыслить мир дальше.

2006 — EMPIRE «V» ИЛИ «АМПИР «В» Донося до нас мысль об элите «Пятой империи» гламура и дискурса, в форму которой отлился мир, Пелевин для наглядности наделяет ее сверхспособностями и милосердием вурдалаков. Впрочем, сами вампиры – только носители и обслуга для специфического «языка» эпохи.

2008 — «П5 (ПРОЩАЛЬНЫЕ ПЕСНИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПИГМЕЕВ ПИНДОСТАНА)» Детализация мира «Пятой империи», которая включает в себя объяснение феномена «Пространства Фридмана», связанного с особым существованием больших денег и людей, ими обладающих, а также приобретение женщинами Империи некоторых черт самок богомола и много чего еще.

2009 — T Для того чтобы увязать концы, автору снова приходится обратиться к прошлому, которое одновременно предшествует нашему миру, окружает его и находится в резонансе. Пелевин мыслит для существующей реальности новые версии Л. Н Толстого, Ф. М. Достоевского, философа Соловьева и так далее.

2010 — «АНАНАСНАЯ ВОДА ДЛЯ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ» Последнее на сегодняшний момент творение автора помыслило для нас скандал с Wikileaks, песнь Путина о Родине, предупредило о трудностях развития мыслящей боевой техники, а также определило способ бытования божественного – в форме голоса Левитана, который, в свою очередь, лежит в теплой ванне под контролем спецслужб и попеременно сливается в экстазе то с Богом, то с дьяволом. Также Пелевин объяснил нам некоторые странности в поведении предыдущего президента «Америкии» – образованного и искреннего человека, павшего жертвой операции Burning Bush и на этой волне ввязавшегося в Иракскую кампанию и операцию в Афганистане.