Петербург
Москва
Петербург
Не стреляйте в фокусника

Не стреляйте в фокусника

Долгожданный второй мультфильм режиссера «Трио из Бельвиля» рассказывает об одиночестве художника и беспомощности маэстро перед нахрапистыми клоунами. Текст: Иван Чувиляев
Пожилой господин в красном фраке, выступающий под псевдонимом Татищефф, вытаскивает из цилиндра кроликов, машет возникающими из ниоткуда пестрыми платками и демонстрирует прочие нехитрые трюки из арсенала балаганного фокусника. Правда, они уже на фиг никому не нужны, поэтому фокусник катается по миру на самых разных видах транспорта и показывает их где придется самой неотесанной и неприхотливой публике. И как раз среди таких зрителей – в деревне, отмечающей праздничным концертом проведение электричества, – у фокусника появляется самая преданная поклонница.

Снятый по забытому сценарию Жака Тати, «Иллюзионист» ему же и посвящен: главный герой носит настоящую фамилию классика французских комедий – Татищев. Да и сам сценарий режиссер спрятал в стол, скорее всего, именно из-за излишней исповедальности. Не только как художника, которого никто не понимает и каждый может обидеть, но и как человека: судя по всему, девочка, вырастающая рядом с фокусником, становящаяся самым дорогим ему человеком и покидающая его, списана с дочери и владелицы прав на произведения Тати – Софи. С ней Шоме вел переговоры, еще когда работал над «Трио из Бельвиля» (он хотел использовать эпизод из «Праздничного дня»); она же перед смертью дала согласие на анимационную экранизацию отцовского сценария и завещала его Шоме.

Но куда важнее отсылок к биографии прототипа героя другая аналогия, тоже читающаяся легко. Кино началось с иллюзиона, так что любого режиссера-волшебника можно условно обозвать иллюзионистом. Поэтому «Иллюзионист» – не автобиография Тати в стилистике «магического реализма» (примерно как в какой-нибудь «Любви хулигана»), а скорее лирическое высказывание Шоме. Татищев здесь – собирательный образ режиссера в современном мире, где пыльное волшебство никому не нужно – его сменили громкие и бессмысленные трюки (их в «Иллюзионисте» олицетворяет банда хайрастых рокеров-кривляк). И здесь Шоме предельно точен и выбирает очень правильную интонацию: ни слова про одиночество художника с большой буквы в жестоком мире наживы и чистогана. Только старомодная, без заигрываний и кокетства графика, предельно антропоморфные персонажи, максимально неспешный ритм повествования. В этом смысле «Иллюзионист» без нагромождений и уточняющих комментариев исповедально открывает самую суть работы художника. Жест, который можно только оценить – смело, круто.

Автор «Трио из Бельвиля» Сильвен Шоме и сам в интервью говорит, что фильм не столько про Тати, сколько про него самого: дескать, вот и я такой же, как фокусник Татищефф, и мои тщательно прорисованные чудеса из бабушкиного сундука никому в эпоху 3D не нужны, но ничего – свой кусок хлеба имею, пара наивных деревенщин найдется. И, в общем, ему веришь – жесткая антитеза кроликов, спрятанных в цилиндрах, и кривляк-рокеров с чубами и гитарами наперевес работает примерно так же, как во времена Тати. И она, если говорить положа руку на сердце, куда важнее семейных преданий.
28 декабря 2010
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация