Прекрасного в жизни стало больше — современное искусство выбралось из привычных выставочных залов и настойчиво стучится в двери рядовых жителей, каждое третье событие околосветской жизни имеет арт-повод. | Арт | Time Out

Прекрасного в жизни стало больше — современное искусство выбралось из привычных выставочных залов и настойчиво стучится в двери рядовых жителей, каждое третье событие околосветской жизни имеет арт-повод.

  19 декабря 2010
4 мин
Прекрасного в жизни стало больше — современное искусство выбралось из привычных выставочных залов и настойчиво стучится в двери рядовых жителей, каждое третье событие околосветской жизни имеет арт-повод.
2010 год внес в статус города-музея количественный вклад, сравнимый не с любым десятилетием.

Событие года – открытие музея современного искусства «Эрарта», большого нарядного здания на Васильевском острове со своей коллекцией живописи и большими планами на оборудованное по последнему слову пространство. Дальше идут музеи поменьше и галереи: «Новый музей», Kremlin, «ОйОйОй», «Кухня». Кажется, не осталось ни одного заброшенного здания, где еще не попробовали сделать арт-лофт: за ЭТАЖАМИ потянулись «Красное знамя», «Ткачи». Мода на арт будоражит и бизнес-умы: виски Jameson устраивает киноконкурсы, чай Ahmad поощряет художников, холдинг Ginza прибавил к списку своих ресторанов центр современного искусства «Невский, 8», где, хотя, тоже кормят. Арт-энтузиазм вообще приобретает самые разные формы: консул Великобритании в Санкт-Петербурге Уильям Эллиот, например, прощальную вечеринку устроил с дресс-кодом «Митьки» в честь двадцатипятилетия этого творческого движения.

«ЭРАРТА» На пяти этажах площадью в 8000 квадратных метров разместились 2000 произведений современного искусства. Организатор музея Марина Варварина создала мощную инфраструктуру для посетителей: магазины, кинозалы, место для релаксации – все свидетельствует об отношении к современному искусству как к полноценному развлечению.

ФРАНЦУЗСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ Год Франции в России отметили на славу. Главным событием стала выставка Центра Помпиду в Эрмитаже. Наконец-то мы вживую увидели синего человека Ива Кляйна, смятое красное «Пежо» Сезара и подставку для бутылок Дюшана. На выставке «Межвременье» в Лофт Проекте ЭТАЖИ показали широкий спектр французского видеоарта. Публика любовалась парижскими видами классика французской фотографии Жоржа Брассая в «Росфото» и театральными нарядами Рудольфа Нуреева в Шереметьевском дворце, знакомилась с комиксами «новой волны» из Франции на фестивале рисованных историй «Бумфест». Получилась достаточно полная картина французской художественной жизни и актуального искусства.

ДРУГАЯ КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА Демонстрация пермского культурного чуда вызвала бурю эмоций. Драматические постановки местные критики ругали в пух и прах. Выставки же приняли, особенно энциклопедическую подборку видеоарта в креативном пространстве «Ткачи», «Евангельский проект» в ЦК «Красное знамя» и дизайнерский эксперимент Артемия Лебедева «Я люблю П» – значки с красной буковкой «П» многие носят до сих пор. Но сюита Владимира Мартынова «Дети выдры» с горловым пением покорила всех и поставила огромный плюс всей «пермской гастроли».


ОТКРЫТИЯ В собрании «Нового музея» бизнесмена Аслана Чехоева – звезды актуального искусства, московские нонконформисты, много работ Михнова-Войтенко, квадрат которого стал эмблемой музея. В здании бывшей ткацкой фабрики на Обводном канале шахтерским фотопроектом Глеба Косорукова «Стахановцы» начало работу креативное пространство «Ткачи». Во временно пустующее здание на Белинского, 9, Игорь Бурдинский, владеющий также ЦК «Красное знамя», пустил молодую художественную поросль – там обосновались современный балет, экспериментальная галерея «Кухня» и молодые дизайнеры. Из новых галерей следует отметить Kremlin – она представила работы своего руководителя Игоря Рудакова, картины директора ЦСИ Марины Колдобской и проект Андрея Хлобыстина – его еще можно увидеть, – и «ОйОйОй», которая занимается в основном современными итальянскими художниками.


ПРЕМИЯ ИМЕНИ СЕРГЕЯ КУРЕХИНА 25 марта 2010 года впервые была вручена Премия имени Сергея Курехина. Эту награду, обещающую стать одной из самых престижных творческих премий, учредил Центр современного искусства им. С. Курехина. В состав жюри вошли кураторы, критики и мэтры: Александр Боровский, Марат Гельман, Иосиф Бакштейн, Василий Церетели, Евгений Юфит, Александр Канн. Критериями стали принципы творчества самого Сергея – мультимедийность, актуальность и ирония. Гран-при, названное «Поп-механикой» в честь главного курехинского детища, за синтетический проект с участием живой музыкальной составляющей получила этно-транс-хаус-группа «Даха Браха» из Киева. ПРЕМИЯ ИМЕНИ СЕРГЕЯ КУРЕХИНА В номинации «Лучшее произведение визуального искусства» победила инсталляция Петра Белого «Тишина». Лучшим кураторским проектом был назван «Б.У.Кашкин фест» пермской галереи Green Art. Лучшим поэтическим перформансом стал «Мойдодыр» «самого костюмного» худож- ника Андрея Бартенева. «За вклад в развитие современного искусства» наградили композитора Олега Каравайчука. Премию «Этномеханика» за лучший world-music-проект вручили певице Сайнхо Намчылак, а приз «Электромеханика» за лучший электронный музыкальный проект получила группа Uniquetunes. Сейчас номинационный совет формирует шорт-лист второй премии, которая будет вручена в начале следующего года. Галерея Slavinsky Art расширила круг художников, с которыми работает, превратившись в Lazarev Gallery. «Лавка художников» на Невском, 8, тоже изменила формат.