Френч-пресс | Театр | Time Out

Френч-пресс

  1 декабря 2010
3 мин
Френч-пресс
Труппа одного из ведущих хореографов Франции Анжелена Прельжокажа везет на гастроли свои легендарные постановки. Практически каждая ее постановка вызывала скандалы

Весенний Мариинский фестиваль откроется «Парком» Анже лена Прельжокажа – родившийся в Париже албанец, ставший одним из главных хореографов Франции, переносит к нам свой спектакль, сделанный для Парижской оперы. Поэтому на гастроль его собственной труппы, обитающей в Экс-ан-Провансе, балетоманы пойдут с особенным чувством: ну-ка, ну-ка, посмотрим-посмотрим. То есть настоящие, преданно-безумные фанаты этот самый «Парк» уже знают наизусть (благо его показывали по телеканалу «Культура») и понимают, что опасаться Мариинскому нечего – это, пожалуй, самый скромный и самый элегантный из балетов Прельжокажа. Но автор ведь уже почти «наш» – вот и взглянем, что еще сотворил. Тем более что имя хореографа как-то постоянно связано со скандалами – вот и из московского Большого, где он выпустил премьеру в этом сентябре, донеслись слухи о том, что постановщик хотел выпустить одного из героев на сцену в натуральном виде, совсем без штанов – и лишь шокированный худрук театра заставил танцовщика надеть трусы.

В Петербурге покажут «Весну священную», «Свадебку» и «Кентавров», и с первым балетом тоже связана довольно шумная история. «Весну» привозили на гастроли в Москву – и она стала причиной дружной обиды театральных фотографов: никого из них не пустили в зал. Дело в том, что в этом балете, яростном и нежном одновременно, по изумрудной траве неслась девушка совершенно голая – и Прельжокаж запретил ее расстрел из фотокамер. Знаменитый балет «Благовещение» должны были показать у нас, но в последний момент отменили. Во время гастроли этой постановки в Москве у театра устраивали демонстрации православные активисты: их шокировало то, что роль архангела Гавриила досталась танцовщице. Это свидетельствовало, на взгляд митингующих, о том, что хореограф пропагандирует лесбийские отношения. То, что из женщины проще сделать на сцене существо принципиально бесполое (архангел ведь не мужчина и не женщина, ему как-то не до того), им в голову не пришло. Надо ли говорить, что ни о каких лесби-проповедях в балете и речи нет? Чистый дух, чистый танец – и единственный контакт танцовщиц, когда на секунду ангел прикладывает руку к животу Марии.

«Свадебка» – единственный балет программы, который в Петербурге уже видели, но на гастроли ее привозили пятнадцать лет назад. Деревянные скамейки, пять пар артистов, ужас и торжество деревенского обряда, переплавленные в танцы совершенно вакхические, – никакого диалога с Брониславой Нижинской, впервые поставившей спектакль на музыку Стравинского, отношения выясняются лишь с музыкой и с мифом. А «Кентавры» – единственная новинка для России вообще: хотя этому маленькому (13 минут) спектаклю более десяти лет, к нам его еще ни разу не привозили. Боялись, наверное, что диковатый и чувственный мужской дуэт на музыку Дьердя Лигети шокирует наш непривычный народ.