Петербург
Москва
Петербург
Гости из будущего

Гости из будущего

Еще ученики — они же, возможно, будущие балетные звезды — выйдут на сцену Михайловского театра. Гран-при — конкурс еще не закончивших свои школы танцовщиков, взгляд в будущее. Но каждый вечер будущее будет делить сцену с настоящим — самыми яркими работами современных хореографов
Конкурс будущих выпускников Они закончат школу в будущем году – те студенты, которых привезли на конкурс их педагоги из Москвы, Перми и Новосибирска, а также студенты Вагановского, чей маршрут намного короче. Следующей весной будут показы в труппы, битвы за контракты и тяжкие сомнения: если не берут в тот театр, что хотелось с детства, принимать ли приглашение из другого или искать работу за границей? Михайловский театр смотрит на будущих выпускников первым – не без тайной мысли обнаружить и завербовать потенциальную суперзвезду. Два концерта в программе Гран-при – собственно конкурсный и концерт победителей – позволят зрителям представить себя на месте жюри. Воображать, что выбор зависит от тебя, что именно ты оцениваешь, насколько чисты позиции и воздушны прыжки, а потом говоришь взволнованному тинейджеру: «Не хотите ли у нас работать?» – увлекательное времяпрепровождение.

Когда Дуато был учеником Программа составлена так, что ни разу школьники не занимают сцену весь вечер – им всегда предназначено первое отделение, потом пространство отдано взрослым. Сюжет этого Гран-при – педагогический: Московский музыкальный театр привозит на гастроли балет Начо Дуато Na floresta и два балета Иржи Килиана, «Шесть танцев» и «Маленькая смерть». Тут прелесть в том, что Дуато (сейчас несомненная звезда, и с недавних пор худрук балета Михайловского театра) танцевал в труппе Килиана, учился у него, и следы влияний великого чеха, давно обитающего в Голландии, видны в этих спектаклях. Когда сочинения двух хореографов стоят рядом, кажется, что Дуато сдает последний профессиональный тест. Сдает блестяще – но, переживая, все равно оглядывается на мэтра. Мэтр беспечен и благодушен – в «Шести танцах» он хохочет над эпохой кринолинов и пудреных париков, в «Маленькой смерти» выписывает тонким пером метафор текст возвышенно-эротический («маленькой смертью» французы, как известно, называют оргазм). А ученик, сочиняя балет из жизни амазонских лесов, наполняет его такими плотными, упругими танцами, будто спешит высказаться и показать все, что умеет.

Вагановец – из Лондона «Минорные сонаты» Славы Самодурова появились в афише Михайловского театра впервые со дня премьеры, что была в июне, и когда будут снова, никто не знает. Потому – если вы еще не видели этот балет, выбираться надо непременно. Это тоже осязаемое путешествие (как с Начо Дуато в амазонскую сельву), но в совсем иные места. Более строгие, сдержанные, чуть прохладные – и завораживающие сложностью и логичностью архитектуры. Самодуров давно живет в Лондоне – и в первом спектакле, поставленном им на родине, нет ни капли ностальгии. Он вагановский выпускник – и в том, какие непростые задания он дает артистам, видно его доверие к качеству обучения в альма-матер. Но в пластике – не торжественность воспоминаний о петербургских дворцах, а нерв современной лондонской архитектуры. Самодуров говорил, что идея этого бессюжетного балета пришла ему в голову, когда он был в свежеоткрытом терминале 5 аэропорта Хитроу, но в спектакле явно больше острых углов, чем во всем этом потрясающем здании.

Финал с сюрпризом Последний вечер программы – гала-концерт, посвященный Ролану Пети, и этот выбор несколько загадочен. Имя 86-летней французской знаменитости никогда не было связано со школой: и темы его балетов, мягко говоря, не детские, и сама пластика – вольная, буйная – не ассоциируется со школьной строгостью. Лучший балет Пети был создан в 1946 году – и именно «Юношу и смерть» покажут на этом гала гости из Большого театра Иван Васильев и Светлана Лунькина. Но, вероятно, наибольшее впечатление произведет на публику другой дуэт: тот же танцовщик вместе с солистом Парижской оперы Бенджамином Пешем выйдет во фрагменте из балета Пети «Пруст». Отчаянно гейский дуэт до сих пор было так же невозможно представить себе в исполнении юного мачо Ивана Васильева, как Николая Валуева, ласково вглядывающегося в Сергея Зверева. Нет сомнений, что для того, чтобы увидеть такое преображение, на вечер приедут и московские поклонники артиста.

Гран-при Михайловского театра, 19–21 ноября, Михайловский театр
12 ноября 2010
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация