Петербург
Москва
Петербург
Сыграть в дурака

Сыграть в дурака

The Residents скрывают собственные лица и личности с 1974-го — это, возможно, самая долгая мистификация в истории
Патентованные короли авангардного издевательства The Residents не сорвут масок в «Зале ожидания». Текст: Евгений Лазаренко

Посетив первое российское выступление The Residents, которое вопреки сомнениям пессимистов состоялось в 2001-м, мой приятель суммировал увиденное: «Да это мог быть кто угодно». Действительно, не факт, что те пять человек в светящихся касках, на которых напирала невиданная прежде в «16 тоннах» густая толпа ценителей, это те же люди, что в 1974-м поиздевались над иконической битловской обложкой в своем дебюте Meet The Residents или симулировали музыку народов Крайнего Севера в Eskimo. Ведь их лиц никто никогда не видел, имен никто не знает, с поклонниками и уж тем более с прессой они не общаются. Они даже свой первый демотейп для Warner никак не подписали – письмо с отказом пришло по обратному адресу с подписью «жильцам». Так они себя и назвали. Под покровом этой анонимности, в сознательной оторванности от внешнего мира, «резиденты» уже полвека покоятся в удобной позиции наблюдателей-комментаторов, которым наплевать, что про эти комментарии думаете вы.

По сути эксцентрикипостмодернисты, дышавшие в затылок Фрэнку Заппе и Капитану Бифхарту, а порой и Штокхаузену с Варезом, The Residents вывели свой шизофренический метод скрещивания и выворачивания наизнанку всех музык мира на недосягаемый уровень, так что уже непонятно, где чьи ноги. Причем под каждый акт вандализма они с любовью подводили концепцию: сейчас мы перегнусавим всех рок-идолов 1960-х, завтра проскрежещем сорок одноминутных пародий на поп-однодневки, а через неделю выдадим Майкла Джексона замуж за Хэнка Уильямса. И указанные временные рамки – невеликое преувеличение, плотность их релизов, особенно сейчас, доходит до четырех в год. Попахивало бы графоманией, если бы не чудная (ударение на любой слог) способность подогнать лоскуты так, чтобы швов было не видно, выдать гармоничное сочетание простоты и рафинированности, балансировать между ясностью и туманностью. А их тяга к инфантильно-инфернальному маски-шоу и единству действа указала верный путь для наших родных чудиков вроде НОМ – последние даже порой кланялись учителям в своих шоу, напяливая на головы знаменитый резидентовский глаз с цилиндром. К слову, The Residents стоило привезти пораньше, на Хеллоуин – и тогда не болела бы голова, какую вечеринку выбрать.

Ожидает ли в этот раз публику десятиминутный опус про человека-коврижку или картина противостояния трудоголиковкротов и бонвиванов-голавлей, точно спрогнозировать сложно, смысл The Residents в непредсказуемости. И не удивляйтесь, если по окончании концерта какое-то время не покинет чувство, что вас околпачили.
10 ноября 2010
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация