fренд сезона | Кино | Time Out

fренд сезона

  7 ноября 2010
2 мин
Один из действующих титанов Голливуда Дэвид Финчер снял беллетризованную историю появления Facebook’а — получился портрет поколения.

Несколько нескладный юноша (Джесси Айзенберг), заявившийся в здание суда в дурацких сланцах, нехотя отбивается от троих истцов, упрекающих его в мошенничестве и воровстве идей. В каждой его фразе читается издевка, за каждой остротой скрывается явное раздражение – жадные бывшие приятели (Эдуардо Северин, спонсировавший запуск Facebook, и близнецы Уинклвосс, якобы придумавшие саму идею соцсети) отвлекают Марка Цукерберга, самого молодого миллиардера планеты и изобретателя самой популярной соцсети, от работы над программным кодом. Судя по тому, что у истцов тоже есть странички на FB, потерпевшие и сами осознают свое ничтожество. В серии флэшбеков, прерывающих судебное заседание, «Социальная сеть» реконструирует события, которые молниеносно и, возможно, необратимо изменили характер социальных контактов в сегодняшнем мире. Страдающий синдромом Аспергера подросток и его лэптоп – не самые харизматичные герои, но Финчер, нисколько не смущаясь, пускает в ход все имеющиеся мощности. Виртуозный, насыщенный остроумнейшими диалогами сценарий Аарона Соркина («Война Чарли Уилсона», сериал «Западное крыло»), у которого даже разговоры о деньгах звучат как песня, тяжелая артиллерия неочевидных спецэффектов (обоих близнецов Уинклвосс вообще-то играет один Арми Хаммер) плюс характерный для картин Финчера жутковатый полумрак – и все это, как кажется, лишь ради миллиардера-аутиста, ни зимой ни летом не снимающего карикатурные шлепанцы и стократно добавляющего в друзья девушку (Руни Мара), пославшую его к черту год назад. Все дело в том, что за историей самовлюбленного задаваки Цукерберга скрывается нечто куда большее и чем он сам, и чем его изобретение. Приобретая форму то подросткового ромкома, то классической истории о дружбе, предательстве и восхождении аутсайдера к власти, «Социальная сеть» успевает рассказать об устройстве общества реального – с его почти незыблемыми социальными статусами и бесконечным множеством непроницаемых для чужаков коммуникационных кодов, и походя обозначает предпосылки для триумфа цукерберговского детища, но главное – она фиксирует, как Facebook, придуманный для того, чтобы, по словам его основателя, «перенести в онлайн весь опыт жизни и учебы в колледже», становится из средства коммуникации ее заместителем. Цукерберга легко зачислить в пророки (или дьяволы) цифровой эры, но не его вина, что самым эмоционально насыщенным действием сегодняшнего человека стало обновление страницы в ожидании, добавит ли тебя в друзья бывшая подруга. Он и сам такой же, как мы.