Петербург
Москва
Петербург
Михаил Шишкин: «Смерть, как жизнь, внесловесна»

Михаил Шишкин: «Смерть, как жизнь, внесловесна»

Автор «Письмовника» рассказал о своих отношениях с временем, жизнью и смертью.

В романе странное время, когда гимназии и восстание ихэтуаней в Китае успешно соседствуют с современными больницами и кино. Зачем вам эта временная условность?

У времени есть одна особенность: оно рано или поздно рвется. «Распалась связь времен» — хоть раз в жизни это испытывает каждый, а не только датский принц. Мир разваливается. Видимое становится невидимым и наоборот. Вроде бы надежное превращается в труху. В этом рассыпавшемся времени человек и становится человеком. Это время не условное, а настоящее. В этот момент и начинается мой «Письмовник». Он и она пишут друг другу письма. Это для них единственная возможность остановить распад, разложение бытия. И читающий эту переписку оказывается тем самым звеном, которое соединяет разорванное время.

В «Письмовнике» есть рассуждение об обманчивой природе слова. Что есть ваши романы, если слово лживо по определению?

Когда-то в школе старшеклассники на переменах любили хлопнуть меня по ушам. И я, начитавшись, как мудрые шуты, задавая каверзные вопросы королям-тиранам, ставили их впросак, решил так же изысканно отомстить моим мучителям. Но те не дослушали моего вопроса и хлоп мне по ушам! Вся написанная человечеством философия, все религии, все мудрые книги — это попытка задать такой каверзный вопрос смерти, но она, не дослушав ни Христа, ни Ницше, ни Толстого, ни Бродского, — хлоп их по ушам. Мой герой — молодой писатель, который по определению должен верить в силу слова, — однажды понимает, что слова, даже самые замечательные, это обманка, что смерть, как жизнь, внесловесна, что и то и другое нужно принимать как бесценный дар. Но объяснить внесловесное можно только словом.

Почему вы отдали самые точные наблюдения над этапами человеческой жизни героине?

Во-первых, женщина изначально мудрее мужчины — ей рожать, а ребенок — это семимильный шаг к мудрости. Во-вторых, Саша проживает свою жизнь, а ее любимый остается молодым. Но его опыт — это опыт приближенной смерти, и он своим путем приходит к главной мужской мудрости: счастье не в гонке за славой и успехом, не в победе над смертью словом, а в простых ценностях — человеческом тепле и свете. Если есть что-то сильнее смерти, то только это.

30 сентября 2010
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация