«Фабрика» Тани Муро | Арт | Time Out

«Фабрика» Тани Муро

  17 мая 2010
2 мин
«Фабрика» Тани Муро
С помощью снятых на видео 150 индийских ткачей Таня Муро воссоздает атмосферу мануфактуры

Текстильная фабрика в корпусах «Красного знамени» закрылась давно — теперь здесь Центр
современного искусства. Но усилиями Тани Муро помещение снова наполнится шумом ткацких
станков, и гений места сможет
предаться ностальгии. На площади 200—300 квадратных метров с помощью 25 больших кинескопных телевизоров и четырех видеопроекторов художница воссоздает ощущение работающей на полную мощь мануфактуры.

Ткацкие мануфактуры француженка с русским именем Таня
снимала на юге Индии. 150 деревенских ткачей и ткачих, занятых на кустарном производстве, стали героями 29 фильмов
продолжительностью 6—12 минут. Зациклив кадры на экранах,
художница стремится погрузить зрителя в реальные условия и атмосферу труда индийских рабочих. Домашние телевизионные приемники рассеиваться в пространстве. Зритель попадает в телевизионный плен, и,
куда бы он ни повернулся, экран
встретит его портретом индийского ткача. А огромные видеопроекции позволяют приблизить пейзаж, в который, как кажется, даже можно войти. При
этом зритель на «Фабрике» не только оказывается пленником
окружающих образов, но и сам
становится актером, который перемещается по сцене и выбирает
свою стратегию общения с «Фабрикой».

На звуковом уровне Муро заставляет текстильную фабрику ожить так же, как и на дисплеях. Звук здесь не фон, а самостоятельный художественный
текст. Из множества независимых источников раздаются звуки ткачества и работающих прялок — ничего лишнего.
Ритм переплетения видео и аудио, повторение жестов и звуковые интервалы ткут реальность гипнотического балета
о труде. «Фабрику» можно назвать монументальной кинетической скульптурой, подтверждающей мысль, высказанную
американским концептуалистом
Брюсом Науманом еще в семидесятых годах: «Видео — это продолжение скульптуры».

Фильмы, снятые в индийском
штате Керала, безусловно, обращаются к нашим культурным
представлениям об Индии, но документальный аспект инсталляции уходит на второй план, место лишается географических
характеристик, а произведение
начинает жить вне времени и национальности. Обращаясь к коллективной памяти, художница интересуется внутренним сообщением между человеком и его работой, будь то ткачество
или любой другой труд. Таня
Муро уверена: «Своей работой я показываю, что искусство и философия смогли бы и должны
объединиться, чтобы продвигать
нас на дороге Знания».

«Фабрика», Таня Муро
С 21 мая, «Красное знамя»