SKIF-2010 | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

SKIF-2010

  14 мая 2010
3 мин
SKIF-2010
Международный фестиваль имени Сергея Курехина (SKIF) остается самым репрезентативным форумом авангардной музыки в России: как и в прошлые годы, в программе нашлось место стилям от плясового электро-попа до бескомпромиссного авант-джаза и инфантильной восьмибитной электроники.

The Thing — Суровые скандинавские
мужчины
из трио
The Thing
играют
довольно сложную для восприятия музыку. Используя традиционные
для джазового трио инструменты — саксофон, бас и ударные
— они делают взрывоопасную
смесь из авант-джаза, гаражного рока и нойза. За свою карьеру
шведский саксофонист Матс Густафсон, считающийся основателем трио, успел посотрудничать
как с американскими столпами фри-джаза, так и с видными
авант-рокерами вроде Терстона
Мура из Sonic Youth и шотландского визионера Джима О’Рурка.
Живьем The Thing являют пример того, как мог бы играть
отец-основатель фри-джаза Орнетт Коулман, родись он чуть
позже и чуть севернее. Circle
Город Пори знаменит не только одним из крупнейших
европейских джазовых фестивалей, но и коллективом Circle, чья
не поддающаяся классификации
музыка отсылает одновременно
к прогроку, авангарду, построку,
дроун-металу и далее по списку.
Живьем они звучат одновременно смешно и пугающе, особенно
впечатляет эксцентрическая
мимика бэндлидера Юсси Лехтисало, напоминающая образы
актера Клауса Кински. Лучше
всего о Circle сказал сотрудник
известного лос-анджелесcкого
магазина и лейбла Aquarius
records: «Мы всегда недоумевали, почему вы так и не стали
знаменитой группой. Но, похоже,
все дело в том, что вы слишком
странные». «Сабля»
Герои новой независимой русской музыки, певица
Галя Чикис
и фронтмен Padla
Bear Outfit
Арсений, год назад объединившиеся в проект «Сабля» и записавшие альбом «Ни машины, ни времени», напротив, поют о родном и знакомом. Свой стиль они
определяют как «ипотека-панк»,
и это музыка «для тех, кому под
тридцать», кому нужно выплачивать кредиты и некогда ходить на вечеринки. При этом
их лозунговая лирика («Постой,
проверь, насколько ты живой»,
или «Бизнес — без нас») дополняется уютным звуковым рядом, в котором пищат детские игрушки, кряхтит и покрикивает ребенок — и оттого их протест выглядит столь же мило и трогательно, как решительный отказ детсадовца от манной каши. Zu — За десять
лет, прошедшие со времени выпуска их первого лонгплея Bromio,
римская
авантджазовая группа Zu дала более
тысячи концертов на всех континентах, включая Африку, и успела посотрудничать с массой
заметных маргиналов — от гения
японской электроники Нобуказу Такемуры до экс-вокалиста
Can Дамо Судзуки. Последний их альбом выпустил (и от души на нем поорал) неутомимый лидер
Faith No More Майк Паттон — и детям этот ломовой хардкор-джаз без импровизаций на ночь
лучше не ставить. Jon Hopkins
Мечтательные и невесомые
пьесы британского электронщика Джона Хопкинса завоевали симпатии патриарха эмбиента Брайана Ино и великого джазового пианиста Херби Хэнкока, родоначальников трип-хопа
Massive Attack и поп-рокеров
Coldplay (он был сопродюсером
их последнего альбома Viva La Vida…). Но в программе
такого фестиваля, как SKIF, Хопкинс смотрится по меньшей мере странно — его фортепианные переливы и атмосферные красивости
абсолютно лишены обязательных для авангардной музыки
сучков и задорин.

Max Tundra
Слушая безумные понарошечные коллажи электронщика Max
Tundra, никогда не скажешь, что он родом из Великобритании — кажется, что родиться они могли только в голове какого-нибудь сумасшедшего
японца вроде Корнелиуса. В детстве его увлекала музыка из заставок для телепрограмм и рекламы, что прекрасно чувствуется в его суматошных песнях,
вспыхивающих, как гирлянды,
взрывающихся, как хлопушки с конфетти и приносящих атмосферу детского праздника.

SKIF-2010
14.05—15.05,

ГЦСИ им. С. Курехина