Бумфест-2013

О мероприятии

Международный фестиваль рисованных историй "Бумфест" проходит в городе в седьмой раз
Можно сколь угодно страстно спорить на тему, что ждет жанр комикса в нашей стране, есть ли у него шансы стать солидной частью культурного мейнстрима, как в Америке, а не прятаться в каталогах книжных магазинов поближе к детским раскраскам — но что процесс, пусть не быстро, но идет в правильном направлении, дело ясное. В пользу этого говорит и тот факт, что здесь появляется все больше комиксистов, чье детство прошло не за разглядыванием вкладышей к жвачке Donald и историй про Пифа, как это было с поколением графиков в 1990-е (вспомним журнал «Муха»), — кругозор новичков шире в сотни раз, палитра и фантазия богаче. В пропаганде в том числе и отечественных графических историй важнейшая заслуга Дмитрия Яковлева, который в этом году в седьмой раз проводит свой «Бумфест» на дюжине площадок города.
Новое поколение авторов будет представлено Варварой Помидор, разработавшей логотип «Бумфеста» с глазастыми кляксами, напоминающими чернушек из «Тоторо». Прежде она рисовала трогательные истории поверх газетных полос, в этот раз представит рисованный путеводитель по городу Бордо — в ответ француз Франсуа Эйроль поделится графическими впечатлениями от Петербурга.

Из авторов постарше — Олег Тищенков и Юрий Александров. Тищенкова, сотрудника студии Артемия Лебедева, все знают, в первую очередь, по серии историй про вечно рефлексирующего кота — вот она и будет показана на фестивале. Впрочем, художник работает в массе других техник — скажем, последнее время он с удовольствием делает аппликации из слоистого упаковочного картона. Александров еще в 1970-е иллюстрировал учебники для маленьких жителей Крайнего Севера, а после перешел на рисованные истории, для которых у искусствоведов нашлось уникальное определение «шизокомикс». Ну и особой ценностью на «Бумфесте» пользуются иллюстрации Льва Юдина, ученика Казимира Малевича, — он работал еще в первых советских журналах для детей «Чиж» и «Еж», где снабжал картинками стихи Хармса и прочих обэриутов.

Культура графических историй из стран бывшего СССР будет представлена украинкой Ольгой Штонда и Николя Журну, француза, живущего в Казахстане. Журну оказался настолько тронут историей своего юного приятеля Бахытжана Джуманова, прикованного к инвалидному креслу, но страстно мечтающего играть в футбол, что не мог не отразить это — в максимально далекой от слезовыжимания форме. Харьковчанка Штонда выиграла прошлогодний конкурс «Бумфеста», а в этот раз покажет комикс про человека в поисках идеальной груши.

Примерно такое же количество имен и в международной программе «Бумфеста». Англичанин Том Голд долгое время снабжал рисованными историями газету Guardian, а теперь его комикс «Голиаф», где библейская история подана с точки зрения богатыря-филистимлянина, номинирован на солидную Eisner Comic Award. Францию представит Паскаль Рабате, обладатель массы наград в профильной области, чью графическую версию повести Алексея Толстова «Ибикус» о сумбурных событиях после Февральской революции только что издали в «Бумкниге». Немец Хеннинг Вагенбрет покажет истории о пластиковой собаке в духе восьмибитных компьютерных игрушек, а швейцарское издательство Drozophile Кристиана Умберто-Дроза представит работы нескольких авторов в технике шелкографии. Отдельно стоит роскошно напечатанная продукция молодого английского издательства Nobrow Press, чьи авторы — Джон Макнот, Миккель Зоммер, Брехт Ванденбруке — прежде выкладывали свои комиксы только в сеть.

Помимо обязательной художественной программы будет и конкурсная, и встречи с художниками, и много разных увлекательных активностей. И хочется верить, что впредь еще больше внимания на «Бумфесте» будет уделено местным авторам.