Петербург
Москва
Петербург

Музыка "Русских сезонов" Дягилева: "Мавра" Стравинского

Николай Алексеев особенно чувствует Стравинского и чутко передает каждое послание этого композитора, горячо не любившего дирижеров.

В 1921 году, когда появилась опера «Мавра», Стравинский уже был в зените европейской славы, но такой славы, в которой меда и дегтя было пополам. После «Весны священной» двигаться дальше в сторону авангарда было уже невозможно, и наступила «реакция». Именно так воспринимали «Мавру» те, кто поднимал на щит «Весну священную». Ведь от абсолютной новизны Стравинский перешел к относительной новизне «Истории солдата», а от нее и вовсе к реставрационным работам «Пульчинеллы». Однако далеко не все, что звучит авангардно, является передовым. И наоборот. «Мавра» — приношение Пушкину,Глинке и Чайковскому. Их Стравинский особенно любил, но как-то не по-русски: не как свою историю, а как фигуры умолчания той культуры, на которой он вырос. И почему бы не поговорить о том, о чем все молчат? Так появилась уморительная опера-буффа по пушкинскому «Домику в Коломне». Смех смехом, но чем именно смешна «Мавра» — если оставить в стороне ополоумевшего от «любови-моркови» трансвестита-гусара, — сказать довольно трудно. Уж точно не сценическими положениями. Именно потому ее не ставят, а охотнее играют в концерте.

«Мавра» — опера про оперу и оперность, музыка про музыку Глинки и Чайковского. Как писал голландский музыковед Элмер Шёнбергер про знаменитую арию Параши, «музыка все время приливает, но ни во что не выливается„, а “побочные голоса наперебой лезут в дамки„, отчего возникает “загадочный механизм, заводящий самое себя — и ничего более». Это и есть гениальная пустота Стравинского, спустя век уловившего сущностную пустоту Пушкина, о которой в 60-х писал Абрам Терц. И комическое не в «Мавре» — оно всего лишь наша защитная реакция при провале в эту гениально отлаженную пустоту, при столкновении с собственным механизмами мышления и восприятия. Бесценный опыт, который надо пережить. Тем более что Николай Алексеев особенно чувствует Стравинского и чутко передает каждое послание этого композитора, горячо не любившего дирижеров.

16 декабря 2005,

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация