Андрей Чежин «Пространство Постмодернизма»
О мероприятии
Фотографический психоанализ, а скорее
самоанализ, которым много лет занимается Чежин, давно стал брендом: его каталоги — самый
частый подарок из Петербурга культурным иностранцам.
Снимки из книги «Пространство постмодернизма», которая вышла еще в 1998 году,
выставлялись неоднократно, но никогда — все вместе. Фотографический психоанализ, а скорее
самоанализ, которым много лет занимается Чежин, давно стал брендом: его каталоги — самый
частый подарок из Петербурга культурным иностранцам. Чежин — третий в ряду. Дышит в
затылок Людмиле Таболиной, а она, в свою очередь, Владимиру Антощенкову. Выставки новой
фотогалереи — персональные проекты самых маститых фотохудожников города — сменяются
каждые две недели. Маститых пока хватило до июня.
Вообще-то, следуя правилам PR, проекту не стоит называться так длинно и возвышенно:
«Петербургская художественная рукотворно-серебряная фотография на рубеже веков». Но в
данном случае пафос, возможно, оправдан. Кураторы надеются не только сделать галерею
постоянным выставочным пространством и клубом фотографов, но и превратить ее в нечто
вроде палаты фотографических мер и весов — задавать стандарты, поднимать планку, а стало
быть, открывать новые горизонты. Допущены на фотоолимп будут только «настоящие»
фотохудожники. Главное условие — снимки должны быть сделаны в традиционной
бромо-серебряной технологии и напечатаны автором самолично. Важен и магический аспект
действия, и просто энергия рукотворности, и романтизация старинного уже ритуала. В
качестве эталонов — мастера пикториальной фотографии столетней давности, то есть
предыдущего рубежа веков. Так что возвышенность наследственная. Мог же снимок одного из
лучших пиктореалистов — Сергея Лобовикова — называться «Вдовья думушка».
Устройство проекта, наоборот, самое современное. Внушает оптимизм. Некоммерческая
творческая часть поддержана коммерческой — фотостудией и фотошколой под руководством
Елены Скибицкой, занятия платные. В галерее будет библиотека, аудитория для проведения
мастер-классов и теоретических курсов по истории фотографии, планируется издание
каталогов.
Когда фотография появилась на свет, туго пришлось живописи. Надо было срочно устраивать
ревизию средств, целей и возможностей. Живопись перестала запечатлевать мир на память и
принялась рефлексировать о себе самой. Когда появилась всем доступная цифра с
автофокусом, рефлексировать приходится традиционной фотографии.