Интервью с Андреем Бартеневым | Time Out

Интервью с Андреем Бартеневым

Интервью с Андреем Бартеневым

О мероприятии


Гламурный эксперт

"Откройте любое издание: везде одно и то же. Журналы не хотят быть модными, как нью-йоркские, лондонские или парижские, и вообще не хотят быть прогрессивными. Они хотят быть максимально консервативными". Мнению Бартенева в вопросах отечественного гламура можно доверять. Несколько лет назад ему действительно удалось превратить российские глянцевые издания в свой многотомник — почти все наши журналы, от "Ома" до L'Officiel, печатали его броские работы, выполненные в технике фотоколлажа. Сейчас с глянцем Андрей больше не работает, он сосредоточился на перформансах для светских вечеринок, на которых ему самому иногда приходится наряжаться, например дьяволом.

Цели и задачи

С недавнего времени он занят глобальной миссией — вытаскивает глянцевые журналы из кризиса и растит новое поколение рисовальщиков. Последняя инициатива Бартенева — выставка иллюстраторов блестящей жизни "Люби кутюр". Это второй этап одного проекта. Первый — выпуск в издательстве WAM альбома "Velikolepno!". Для выставки круг художников был расширен. "Мы решили дополнить и развить гламурный жанр прыжками в другие среды, — объясняет Бартенев. — Позвали граффитистов — я был поражен их искусством. Пригласили несколько фэшн-дизайнеров и персонажей, которые пропагандируют панк-культуру, чтобы увидеть, как они чувствуют современную иллюстрацию и чем могут ее обогатить". Всего на "Люби кутюр" будет выставлено около 350 работ, среди которых рисунки известных деятелей современного российского искусства (Илья Пиганов и Ростан Тавасиев), иллюстраторов, напечатавшихся почти во всех журналах (Людмила Константинова и Константин Гайдай), и художников, которых Бартенев называет открытиями, как рисующего в стиле японской анимации Эдика Катыхина.

Выставка-шоу

Грандиозное шоу гламурной иллюстрации представит на открытии такие музыкальные коллективы, как арт-группы "Аквааэробика и Саша Фролова", SpaceCats, DJ ORANGE. Бартенев называет ее "биржей" иллюстраторов, которая позволит трудоустроить молодые таланты: экспозиция организована как телефонная книга — контакты находятся в свободном доступе.

Взгляд в будущее

В дальнейшем художник-шоумен планирует превратить выставку в ежегодный фестиваль. Если это произойдет, биржа иллюстраторов дополнится пятью-шестью персональными выставками наиболее интересных художников из разных стран мира. "Если мы начнем делать персональные выставки лучших иллюстраторов, ситуация выправится", — объясняет Бартенев свой метод борьбы с вирусом консерватизма, поразившим редакции глянцевых журналов. "Нашим иллюстраторам всего-то по 20-25 лет, а они работают на уровне лондонских и нью-йоркских журналов. Их пока просто не замечают. Но с такими талантами можно ломать и перестраивать российское современное искусство. И тогда оно наконец-то оторвется от соцарта и придет к европейскому casual — такому хорошенькому и с юморком".


Как родилась идея проведения выставки?

В 2006 году вышла моя книга "Velikolepno! Русские иллюстраторы блестящей жизни", в которой были собраны работы 160 художников, работающих для 20 российских журналов. Там в различных разделах были приведены работы иллюстраторов, создающих оформление как для модных, так и для информационных, интерьерных, архитектурных журналов, изданий, пишущих о ночной жизни. Фактически мы постарались захватить все сферы журнальной жизни.

То есть вы написали своеобразную летопись российской глянцевой иллюстрации?

Можно сказать и так. Листая книгу, можно проследить за историей современного российского глянца. Но главное, что книга представляет широкой публике замечательных мастеров, тех людей, чьими руками создавались и создаются российские и некоторые западные издания. Многие из этих художников давно и успешно выставляются в галереях, а журналы не покидают просто потому, что им интересна эта работа. Когда книга вышла в свет, стало понятно, что ее выпуск — недостаточный шаг. Интересный и живой материал книги достоин быть выставленным на обозрение более широкой аудитории. Наше желание совпало с предложением Московского музея современного искусства сделать выставку. В ней приняло участие 120 иллюстраторов. В Москве было выставлено 420 работ, в Петербурге мы представим чуть меньше.

Дискриминация?

Нет, просто была проведена специальная селекция. Отобрано около 300 работ. Плюс необходимо было вписать все произведения в контекст Петропавловской крепости.

Что за селекция для петербуржцев?

В Москве это была не только выставка, но и своеобразная биржа иллюстраторов. От А до Я шли иллюстраторы со своими электронными почтами и адресами web-сайтов. Для Петербурга мы делаем исключительно выставочный проект. В нем мы имеем право просто показать лучшее, не преследуя никаких коммерческих и промоутерских целей. Да еще и в пространстве Петропавловской крепости.

Молодые иллюстраторы будут представлены на выставке?

Безусловно. Возраст наших участников — от 16 лет.

Как бы вы охарактеризовали ситуацию с иллюстрацией в России?

В иллюстрации не стоит вопрос о том, быть российским художникам первыми или последними. Ситуация такова: часть мастеров владеет общепланетарным изобразительным языком. И они общаются на нем так же, как художники в Америке, во Франции или в Англии. Несколько таких художников с мировым именем представлены на нашей выставке. Во всем мире иллюстрация — жанр современного изобразительного искусства, ничем не уступающий, к примеру, инсталляции, арт-перформансу, видео-арту. Во всем мире это самостоятельная и очень обеспеченная индустрия, которая удовлетворяет интересы всего глянца, проводит постоянные собственные выставочные проекты, выпускает множество книг на тему иллюстрации.

С какими журналами вы сами сотрудничаете как иллюстратор?

Сейчас не работаю ни с одним журналом в России. Нет времени. Да и финансовые условия, предлагаемые российскими журналами, сомнительны. К тому же у нас очевиден спад — все меньше журналов используют иллюстрации.

Над какими проектами работаете сейчас?

В Москве постоянно проводятся мои персональные выставки. Привезти их в Петербург пока не планирую. Сейчас работаю для Венецианской биеннале. Я в числе девяти художников буду представлять на ней Россию.

А чем вы гордитесь в России?

Я горжусь тремя Владимирами ("владеющими миром"): Владимиром Рубиным, гениальным современным композитором; Владимиром Федосеевым, главным дирижером и руководителем Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского; Владимиром Мартыновым, композитором-неоклассиком, автором монументального хорового произведения "Апокалипсис", создателем музыки к кино-фильму "Остров". С Мартыновым я играл 16 марта перформанс "Три товарища" на фортепьянную тему "Танцы Кали-Юги" в московском культурном центре "Дом".

Потерна и Государев бастион
Петропавловской крепости

11.00 — 19.00, выходной день — среда


Гламурный эксперт

"Откройте любое издание: везде одно и то же. Журналы не хотят быть модными, как нью-йоркские, лондонские или парижские, и вообще не хотят быть прогрессивными. Они хотят быть максимально консервативными". Мнению Бартенева в вопросах отечественного гламура можно доверять. Несколько лет назад ему действительно удалось превратить российские глянцевые издания в свой многотомник — почти все наши журналы, от "Ома" до L'Officiel, печатали его броские работы, выполненные в технике фотоколлажа. Сейчас с глянцем Андрей больше не работает, он сосредоточился на перформансах для светских вечеринок, на которых ему самому иногда приходится наряжаться, например дьяволом.

Цели и задачи

С недавнего времени он занят глобальной миссией — вытаскивает глянцевые журналы из кризиса и растит новое поколение рисовальщиков. Последняя инициатива Бартенева — выставка иллюстраторов блестящей жизни "Люби кутюр". Это второй этап одного проекта. Первый — выпуск в издательстве WAM альбома "Velikolepno!". Для выставки круг художников был расширен. "Мы решили дополнить и развить гламурный жанр прыжками в другие среды, — объясняет Бартенев. — Позвали граффитистов — я был поражен их искусством. Пригласили несколько фэшн-дизайнеров и персонажей, которые пропагандируют панк-культуру, чтобы увидеть, как они чувствуют современную иллюстрацию и чем могут ее обогатить". Всего на "Люби кутюр" будет выставлено около 350 работ, среди которых рисунки известных деятелей современного российского искусства (Илья Пиганов и Ростан Тавасиев), иллюстраторов, напечатавшихся почти во всех журналах (Людмила Константинова и Константин Гайдай), и художников, которых Бартенев называет открытиями, как рисующего в стиле японской анимации Эдика Катыхина.

Выставка-шоу

Грандиозное шоу гламурной иллюстрации представит на открытии такие музыкальные коллективы, как арт-группы "Аквааэробика и Саша Фролова", SpaceCats, DJ ORANGE. Бартенев называет ее "биржей" иллюстраторов, которая позволит трудоустроить молодые таланты: экспозиция организована как телефонная книга — контакты находятся в свободном доступе.

Взгляд в будущее

В дальнейшем художник-шоумен планирует превратить выставку в ежегодный фестиваль. Если это произойдет, биржа иллюстраторов дополнится пятью-шестью персональными выставками наиболее интересных художников из разных стран мира. "Если мы начнем делать персональные выставки лучших иллюстраторов, ситуация выправится", — объясняет Бартенев свой метод борьбы с вирусом консерватизма, поразившим редакции глянцевых журналов. "Нашим иллюстраторам всего-то по 20-25 лет, а они работают на уровне лондонских и нью-йоркских журналов. Их пока просто не замечают. Но с такими талантами можно ломать и перестраивать российское современное искусство. И тогда оно наконец-то оторвется от соцарта и придет к европейскому casual — такому хорошенькому и с юморком".


Как родилась идея проведения выставки?

В 2006 году вышла моя книга "Velikolepno! Русские иллюстраторы блестящей жизни", в которой были собраны работы 160 художников, работающих для 20 российских журналов. Там в различных разделах были приведены работы иллюстраторов, создающих оформление как для модных, так и для информационных, интерьерных, архитектурных журналов, изданий, пишущих о ночной жизни. Фактически мы постарались захватить все сферы журнальной жизни.

То есть вы написали своеобразную летопись российской глянцевой иллюстрации?

Можно сказать и так. Листая книгу, можно проследить за историей современного российского глянца. Но главное, что книга представляет широкой публике замечательных мастеров, тех людей, чьими руками создавались и создаются российские и некоторые западные издания. Многие из этих художников давно и успешно выставляются в галереях, а журналы не покидают просто потому, что им интересна эта работа. Когда книга вышла в свет, стало понятно, что ее выпуск — недостаточный шаг. Интересный и живой материал книги достоин быть выставленным на обозрение более широкой аудитории. Наше желание совпало с предложением Московского музея современного искусства сделать выставку. В ней приняло участие 120 иллюстраторов. В Москве было выставлено 420 работ, в Петербурге мы представим чуть меньше.

Дискриминация?

Нет, просто была проведена специальная селекция. Отобрано около 300 работ. Плюс необходимо было вписать все произведения в контекст Петропавловской крепости.

Что за селекция для петербуржцев?

В Москве это была не только выставка, но и своеобразная биржа иллюстраторов. От А до Я шли иллюстраторы со своими электронными почтами и адресами web-сайтов. Для Петербурга мы делаем исключительно выставочный проект. В нем мы имеем право просто показать лучшее, не преследуя никаких коммерческих и промоутерских целей. Да еще и в пространстве Петропавловской крепости.

Молодые иллюстраторы будут представлены на выставке?

Безусловно. Возраст наших участников — от 16 лет.

Как бы вы охарактеризовали ситуацию с иллюстрацией в России?

В иллюстрации не стоит вопрос о том, быть российским художникам первыми или последними. Ситуация такова: часть мастеров владеет общепланетарным изобразительным языком. И они общаются на нем так же, как художники в Америке, во Франции или в Англии. Несколько таких художников с мировым именем представлены на нашей выставке. Во всем мире иллюстрация — жанр современного изобразительного искусства, ничем не уступающий, к примеру, инсталляции, арт-перформансу, видео-арту. Во всем мире это самостоятельная и очень обеспеченная индустрия, которая удовлетворяет интересы всего глянца, проводит постоянные собственные выставочные проекты, выпускает множество книг на тему иллюстрации.

С какими журналами вы сами сотрудничаете как иллюстратор?

Сейчас не работаю ни с одним журналом в России. Нет времени. Да и финансовые условия, предлагаемые российскими журналами, сомнительны. К тому же у нас очевиден спад — все меньше журналов используют иллюстрации.

Над какими проектами работаете сейчас?

В Москве постоянно проводятся мои персональные выставки. Привезти их в Петербург пока не планирую. Сейчас работаю для Венецианской биеннале. Я в числе девяти художников буду представлять на ней Россию.

А чем вы гордитесь в России?

Я горжусь тремя Владимирами ("владеющими миром"): Владимиром Рубиным, гениальным современным композитором; Владимиром Федосеевым, главным дирижером и руководителем Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского; Владимиром Мартыновым, композитором-неоклассиком, автором монументального хорового произведения "Апокалипсис", создателем музыки к кино-фильму "Остров". С Мартыновым я играл 16 марта перформанс "Три товарища" на фортепьянную тему "Танцы Кали-Юги" в московском культурном центре "Дом".

Потерна и Государев бастион
Петропавловской крепости

11.00 — 19.00, выходной день — среда

Билетов не найдено!

Закрыть