Петербург
Москва
Петербург

"Вокруг квадрата"

К оформлению "инвентаря пролетарского мирочувствования" приложили руку лучшие мастера русского авангарда - Малевич, Кандинский, Суетин. То, что должно было быть, и прежде было, "вокруг круга", стало "вокруг квадрата".

Нерасписанные заготовки оставались в кладовых фарфорового завода еще с царских времен. В марте 1918 года Императорский (теперь Ломоносовский) завод был передан в ведомство Наркомпроса для производства фарфора «революционного по содержанию, совершенного по форме и безупречного по техническому исполнению„. Так что советский агитационный фарфор 1918 — 1930-х — часть глобального утопического проекта тех лет, предполагавшего переустройство мира и сознания нового человека. Он, конечно, ест, этот человек. Но думает в это время об успехах в борьбе с проклятыми буржуинами, о том, каким клином бить белых, и о выдавливании из себя раба.

К оформлению “инвентаря пролетарского мирочувствования„ приложили руку лучшие мастера русского авангарда — Малевич, Кандинский, Суетин. То, что должно было быть, и прежде было, „вокруг круга“, стало „вокруг квадрата“. Пастушки и трубочисты превратились в юных ленинцев. Но инструмент ожидаемой трансформации так и не стал тем, чего от него ждали идеологи и тем, чем его старались сделать художники, возможно, именно из-за уровня работавших с ним мастеров. Блюда, тарелки, чашки с революционными лозунгами, портретами вождей и супрематическими композициями, “То ли для пиршеств грядущих,/ То ли для украшенья / Коммунальных жилищ» (Стратановский), почти сразу после создания превращались в экспонат международных выставок, предмет собирательства и лот на зарубежных аукционах. Теперь они выставляются в императорском дворце. Тотальное идеологическое противостояние выставочного помещения и экспонатов — крайне характерно для истории предмета.

6 декабря 2005,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация