«Баядера»
МТС Live: Купить билетО спектакле
В Театре музыкальной комедии выпускают уже третью премьеру сезона — оперетту Имре Кальмана «Баядера», входящую в четверку его самых знаменитых оперетт.
В Театре музыкальной комедии выпускают уже третью премьеру сезона оперетту Имре Кальмана "Баядера", входящую в четверку его самых знаменитых оперетт. Режиссирует спектакль художественный руководитель директор Будапештского театра оперетты Миклош Габор Кереньи.
Роль главной героини, французской актрисы Одетты Даримонд, репетируют сразу несколько ведущих солисток театра. Одна из претенденток на "Баядеру" Карина Чепурнова. Молодая певица была приглашена в труппу не так давно, но уже успела привлечь внимание своим исключительным обаянием.
Оперетта жанр сексуальный и экстерьерный. В отличие от солисток оперы, которые прежде всего должны очень хорошо петь, а уже потом хорошо выглядеть, солистки оперетты всегда были безупречно и даже агрессивно красивы. Разумеется, чем лучше они поют, тем лучше. Большинство текстов и жестов построено на тонкой игре намеков, ассоциаций и двусмысленностей.
В начале XX века на оперетту ходили как в "актуальный развлекательный театр" для того, чтобы расслабиться и увидеть разрешение всех проблем хотя бы на сцене. В оперетте мудро соблюден баланс между женским и мужским. Для женщин в "меню" обязательно включен неотразимый красавец-баритон (не тенор, как в опере), для мужчин сногсшибательная опереточная дива. В эпоху Фрейда на оперетту отправлялись как на сеанс психотерапии, выписывая ее как рецепт лучшее средство от всевозможных психоневрологических расстройств и неудовлетворенности: в ней у всех есть право на простое человеческое счастье.
Главная героиня "Баядеры" Одетта опереточная дива, непосредственная, непоследовательная, растерянная от индийского гипнотизма, с взрывами слабой и взбалмошной воли, с простым и чувствительным сердцем, она веселое и легкое дитя Парижа, так в 1920-х годах о ней писал сладострастник Михаил Кузмин, один из самых утонченных интеллектуалов.
Сюжет, как всегда, прост: в эту Одетту-Баядеру без памяти влюбляется индийский принц Раджами, который ради нее готов поступиться даже древним законом, запрещающим лагорским князьям жениться на иностранках. К слову, этот закон реально существовал в Индии до 1963 года. Раджами отказывается от престола и женится, несмотря на козни английского полковника Паркера. Такова сила актерского и женского обаяния любимицы публики Одетты Даримонд, играющей в одном из знаменитых французских театров индийскую баядеру. Что касается тонкой игры ассоциаций, то баядера, согласно словарям, "не просто танцовщица, а сакральная проститутка, добровольно или в результате обета вступившая на путь свободной любви во имя служения определенному божеству". Дальше понимайте как знаете.
Своим появлением "Баядера" была обязана европейской моде на все экзотическое, в частности индийское, и популярному тогда фильму "Индийская гробница". В учебниках писали и о том, что "в 1920-м, когда Кальман приступил к созданию "Баядеры", в колонии Франции Индокитайском союзе (современный Вьетнам) вспыхнула борьба народов против угнетателей", поэтому "главное действующее лицо принц Раджами на голову выше, благороднее и воспитаннее европейцев". Кроме всего прочего, может быть, Кальман играл на чувствах публики еще и балетными именами "Баядерой" и "Одеттой" (из "Баядерки" и "Лебединого озера"), обрекая свою новую вещь на коммерческий успех? Так же, как он заигрывал со зрителем и именами французских монархов Луи-Филипп и Наполеон, присвоенными персонажам.