Петербург
Москва
Петербург

Ad Marginem. Неосуществленные архитектурные возможности

Выставка работ главного архитектурного фантазера страны и коллекционера чужих фантазий Юрия Аввакумова.
Термин "бумажная архитектура" возник с легкой руки Юрия Аввакумова. Главный архитектурный фантазер и коллекционер чужих фантазий в стране и предоставил работы из своего собрания на эту выставку. Сам он до сих пор ничего не построил, но справедливо признан во всем мире лучшим русским архитектором — в знак признания качества фантазий (директор Фонда Гуггенхайма Томас Кренц только что позвал Аввакумова строить выставочный павильон в Абу-Даби).

Обозначал упомянутый термин бесконечно изобретательные утопические проекты, которыми молодые архитекторы спасались от скуки позднесоветского типового проектирования. Затем так стали называть и вдохновлявшие их воздушные замки русских конструктивистов 1920-х — начала 1930-х годов. На выставке в Мраморном дворце есть первые и вторые, но больше — третьих: современных художников, к архитектуре прямого отношения не имеющих, но так и сяк склоняющих ее формы в собственных (разных) творческих интересах. Как Валерий Кошляков или Петр Белый, создающие парадоксальные новорожденные руины на холсте, гофро-картоне и в объемных моделях, или супруги Флоренские, строящие комически-многозначительные сооружения из антикварного хлама — Вавилонскую башню из шляпных коробок, например.

"Бумажная архитектура" бывает двух видов — нереализованная и принципиально нереализуемая. На выставке больше второго. В нормальной архитектурной практике она исполняет роль лаборатории идей, задающей вектор движения: сегодня это безумная фантазия, а завтра нечто подобное уже строится в Берлине, Лондоне или Нью-Йорке. Но в России дорога ведет не из ближайшего прошлого в ближайшее будущее, а из завтра в светлую даль, к недостижимой утопии. А до завтра как-нибудь так дотянем.

Самый крупный кураторский проект Юрия Аввакумова так и назывался — "Депозитарий "Русская утопия". Почти 500 нереализованных проектов за 300 лет истории представляли русскую архитектуру по всему миру, а потом (в 2000 году) приехали в Мраморный дворец. Эта инсталляция была остроумным размышлением над тотальной неспособностью русских жить в реальном времени и пространстве. Архитекторы в России всегда стремилисьне просто создавать среду обитания, а как минимум исправлять мироздание. Отчего мироздание только еще больше перекашивало, зато в папках и архивах собиралась невероятная гениальная правда и красота.

Тема сохраняет актуальность. Башня Татлина — символ грандиозных жизнестроительных амбиций — просвечивает почти за каждым проектом. Игорь Макаревич вырастил Башню над шляпкой громадного мухомора, как будто опьянение революционным воздухом сравнимо с воздействием психоделиков, а кэрролловское восприятие сомасштабной ребенку "большой" природы — со страхом радиоактивных мутаций.

"Бумажники" по-прежнему обитают среди нонконформистов и пародируют словарь официальной архитектуры. Остроумнейшая московская группа "Обледенение архитекторов" ищет для человека новые пространства в перенаселенном мире (например, над рекой или в верхних ярусах леса) и на полном архитектурном серьезе открывает глубины космоса в закутках хрущевских квартир.

Если прошлый проект Аввакумова представлял собой трогательное кладбище мечтаний, то на этот раз ироническая, критическая, нисколько не прекрасно-душная коллекция — скорее банк данных. Из него при благоприятных обстоятельствах какие-то импульсы могут просочиться в пространство реальной архитектурной практики. К сожалению, сегодня она больше связана с такими малоприятными вещами как политика, коррупция, нажива, фаворитизм, "связи" и бюрократическая машина. Если такого рода депрессивными словами вдоль и поперек исписаны страницы современной архитектуры, на полях остается свободное пространство. Откуда есть шанс услышать что-нибудь человеческое, без банальной риторики, прикрывающей разветвления финансовых потоков.

21 марта 2007,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация