Петербург
Москва
Петербург

"Соната празвуков" Курта Швиттерса

Ursonate - что-то среднее между стихами и музыкой, огромный заумный текст, который надо обязательно декламировать.
В Институте Про Арте намечается очередной скандальный перформанс. Там готовится исполнение первой русской версии дадаистской "Сонаты празвуков" Курта Швиттерса. Ursonate (1932) — что-то среднее между стихами и музыкой, огромный заумный текст, который надо обязательно декламировать. Музыка состоит из музыкальных мыслей. Как правило, мысли композитора не переводятся в слова. Стихи состоят из слов и ритма. Если они хорошие, из них получается музыка смысла, ее и называют поэзией. Швиттерс решил пренебречь этими правилами (в 1932-м они еще существовали) и построить музыку из слов. Или наоборот, выстроить слова в музыкальном порядке. Для этого ему понадобились слова бессмысленные и непереводимые, не слова даже, а слоги. Поскольку обычные слова не построить по музыкальным законам. Одной Гертруде Стайн удавалось сооружать минималистические музыкальные конструкции, безупречные с точки зрения английской грамматики. Искусство поэта в том, чтобы преодолеть сопротивление слова на пути к музыке, но Швиттерс не был поэтом и работать со словом не хотел.

Прежде всего Швиттерс был художником. Делал коллажи, ставшие классикой жанра, из трамвайных билетов, обрывков газет, разного бытового мусора. Внутри коллажей эти мельчайшие предметы ведут себя примерно так же, как осколки немецкого языка в Ursonate (fumms bo wo taa zaa Uu pogiff Kwii Ee) — от них остаются обрывки смысла, которые иногда складываются в новый пазл (ziiuu ennze ziiuu rinnzkrrmuu), уже не помнящий, чем были его части в прошлой, трамвайно-билетно-газетной жизни. Сам Швиттерс много раз "исполнял" свой единственный словесный коллаж в дада-клубах и литературных кафе — соло, нараспев, всегда по-разному и всегда наизусть. Ursonate пришлась по вкусу таким экстремалам-электронщикам-словесникам, как Адачи Томоми, Ensemble Ordinature, Яап Блонк. В России Ursonate Швиттерса звучала на альтернативных фестивалях и лишь в "импортном" исполнении. Русские же до сих пор не подступались к этому важному литературному памятнику. Что странно, ведь Ursonate есть не что иное, как "дыр бул щыл" футуриста Крученых, которая по-немецки распухла до 20 страниц и вышла не то что в сонаты — в симфонии.

В Про Арте разархивировали текст Швиттерса (который тот называл партитурой) в другую партитуру, более объемную и сложную, для трех исполнителей и электронных эффектов в реальном времени. Это, конечно, не "музыка на слова Швиттерса", а импровизация. Понятие шедевра отвергалось дадаистами, вот и Ursonate создавалась не как шедевр, а как новый опыт. Про-артовская реализация "Сонаты празвуков" вызвала к жизни новый коллектив — uNsemble, гибрид двух структур, академически-авангардного eNsemble и экспериментальной CNMRG (Группа исследований новой и компьютерной музыки). Алексей Богорад и Сергей Чирков играют на альте и аккордеоне и одновременно поют, live electronics обеспечивают Юрий Дидевич и Станислав Мензульский.

25 января 2007,

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация