Петербург
Москва
Петербург

"Опыты светочувствительности". Химиографии Александра Китаева

Полноценная иллюстрация к одной из глав книги "Субъектив: фотограф о фотографии".
Как художник Китаев давно вошел в топ-лист символов города. В последнее время он стал все чаще проявлять себя и как историк фотографии.

Книга

В университетском издательстве вышла книга Китаева "Субъектив: фотограф о фотографии". Это не сквозное повествование, а сборник статей, писем, интервью, дневниковых записей. Не автобиография, а материалы к ней. При том ритме жизни, который свойственен Китаеву, вряд ли он сможет сложить из этих фрагментов более цельную мозаику, но будущие авторы диссертаций фронтом работ обеспечены.

Лучшая часть книги - исторические очерки. Китаев как никто умеет ценить и понимать фотографию XIX века. Это видно из его творчества: эстетика старинных снимков - один из главных ингредиентов в китаевском фоторастворе. Поскольку другого архивиста не нашлось, Китаев сам проделал огромную работу. Он, как настоящий архивный червь, знает фонды и собрания, публикации и исследования. Именно Китаев научил зрителей (и даже специалистов) отличать тончайшую поэзию городских видов Ивана Бианки от грамотного ремесла Карла Буллы. Историк Китаев превращается в педанта, но остается художником - речь его приобретает старомодно-медлительную основательную интонацию.

Другую часть книги можно назвать "Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы". О профессиональной философии, о технологических тонкостях, об авторитетах, влияниях, попутчиках и учениках. Почему только ч/б? Не тесно ли в рамках жанров? Какой камерой снимает? Как относится к цифровым технологиям? Отдельная глава посвящена секретам проявки и печати, с конкретными советами и рецептами. И даже для нее Китаев пользуется любимой формой полуинтимного письма, неформального разговора с другом.

Выставка

Полноценная иллюстрация к одной из глав книги - открывшаяся в Музее истории фотографии выставка так называемых "химиограмм" или "фотоков", опытов абстрактной фотоживописи. Причудливые "ландшафты", созданные потеками проявителя на светочувствительных листах, называли внутренними пейзажами, впускающими зрителя в подсознание автора, или попытками деконструкции и убийства изображения (подобно "Черному квадрату" Малевича).

Сам автор просит обратить внимание на то, что это не современное искусство, а история фотографии - опытам 15 лет. Как и фотограммы, они были вызваны на свет желанием уйти от литературы, политики, социальных проблем, показать фотографию как "чистое" пластическое искусство. Китаев пишет, что его не устраивают существующие фотоинституции, поскольку они не ищут новых талантов, а тасуют одну и ту же колоду - занимаются раскруткой уже раскрученных.

Проект

Как обычно, "должен же кто-то это делать" превращается в "сделай сам". Хотя он и ворчит, жалуясь на нехватку времени: "Для меня кураторство, исторические изыскания и собственное творчество - это три совершенно разных стула, одновременно сидеть на них невозможно и перепрыгивать с одного на другой тоже сложно". В течение ближайшего года Китаев будет курировать новый проект "Фотодепартамента" - цикл выставок "Имя собственное". Идея проста и очевидна - авторитеты с "насмотренным глазом" (фотографы, кураторы, критики) делают ставку на подающих надежды молодых авторов и помогают им пробиться, курируя в рамках проекта персональную выставку. Открывает цикл Катя Сытник под патронатом Китаева. Выставка красноречиво называется "В поисках смысла".

Цикл выставок "Имя собственное":
А. Китаев представляет Катю Сытник.
До 9.02, БИКЦИМ

Подробности и расписание следующих - на сайте www.fotodepartament.ru


23 января 2007,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация