Интервью с Ольгой Комок
О мероприятии
Ольга Комок — солистка ансамбля средневековой музыки Laterna Мagica.
Дошедшие до нас испанские кодексы кантиги д'амиго, кантиги де Санта Мария, Libre Vermeil это такая средневековая попса. Эти песни легко учить и сравнительно нетрудно донести до слушателя так, чтоб он съел с аппетитом. Такая музыка не требует виртуознейших данных. Имея необходимые инструменты, мы можем ее достоверно и осмысленно сыграть. Мы брались и за средневековую Англию, и за Италию, это материал благодарный, но гораздо более сложный. Так что Испания на сегодня самое удобное поле деятельности.
А где вы берете эти старинные кодексы-сборники?
Первые кантиги мне прислала датская коллега из ансамбля "Альба". Libre Vermeil я привезла из Америки. С одной стороны, все, что дошло до наших дней, уже расшифровано, обсуждено и выложено в Интернет, вплоть до факсимиле. Но куда ни приезжаешь, первым делом бежишь в библиотеку, смотришь, что у них есть, и, заговаривая зубы библиотекарям (копирайт ведь!), пытаешься отксерокопировать. Наша флейтистка Катя Бонфельд недавно привезла из Хельсинки кипу старофранцузских мотетов, я в Англии скопировала гигантские тома английской полифонии.
Русская Испания все время меняется: Глинка ездил за народными песнями и учился танцевать хоту, Римский-Корсаков вниматльно слушал Глинку. Из чего вы добываете свою Испанию?
Увы, в самой Испании мы не были, но ведь в Иберию XIV века нам и не попасть. Скорее, как в анекдоте: извлекаем ее из глубин своей души.
А испанцы вас слушали?
Да, и очень живо реагировали. Наша музыка выложена на сайте, и недавно с нами связался специалист по древнегалисийскому языку и воодушевленно предлагал любые консультации.
На концертах люди завороженно смотрят на подозрительный инструмент в твоих руках. Что это за агрегат?
Адский колесная лира, смесь скрипки с шарманкой. Из средневековых один из самых сложных именно по устройству. Ведь обычно понятно, куда дуть, откуда звук, а здесь ничего не ясно что я кручу, как издаются такие странные звуки.
Откуда она?
Купила по случаю. Один эстонский мастер сделал ее для выходцев из ансамбля "Хортус Музикус", она сломалась, ее вернули, вот нам и повезло.
Ты, когда поешь, подражаешь кому-нибудь?
У меня возможности такой нет. Как вокалистка я тотальный автодидакт. У меня был обычный сольфеджийный голос, ну, никакой. В одно прекрасное утро я сама придумала, как петь испанские кантиги. Тут этот псевдофольклорный голос и проклюнулся.
А фламенко слабо? Испанское канто хондо?
А джаз? Да нет, восемь лет назад я была как чистый лист, теперь уже испорчена. Я пыталась петь уроки вокала: все как положено опора, головной регистр, но у меня ничего не вышло. Меня прогнали, сказав: поздно, как поешь, так и пой.
Ансамбль Laterna Magica
с программой "Иберика"
21.11, Академическая капелла