Петербург
Москва
Петербург

Николай Рерих. 1874–1947

Юбилейная ретроспектива вряд ли скажет много о Рерихе-философе и культурном подвижнике, дважды нобелевском кандидате.

Больше – о своеобычном пейзажисте, ученике Куинджи, чьи чистые тона помянул Гагарин, восторженно глядя в иллюминатор на Землю. Благая попытка Рериха поверить восточный путь просветления христианской моралью, агни-йога расцветает среди ньюэйджеров в десятках стран. Но на его картинах учение чаще остается намеком в виде красных точек Знамени мира, в углу изображения какой-нибудь горной вершины. Виды Гималаев из азиатских экспедиций Рериха, всерьез вынашивавшего утопию Единой Азии, вообще составляют треть его наследия. То незыблемое величие заснеженных пиков откликнулось потом и в полярных днях Рокуэлла Кента, и в картинах природной гармонии индийских авторов: Бирешвара Сена, Кришны Канвала, Рамендранатха Чакраварти.


Родная культура, впрочем, занимала его не меньше. В молодые годы Рериха питали те же источники, что и создателей русских романтических опер (на выставке развернут гигантского «Садко»), он проектировал декорации к спектаклям «Русских сезонов» Дягилева. А приняв коммунистические идеи как родные буддизму и провозгласив Ленина знаком Космоса, Рерих вернется к теме витязей-победителей во Вторую мировую – все же в изгнании. Сейчас его пафосная риторика о любви к Родине легко может послужить орудием пропаганды (в среде партийных бонз художника ценили особо), но пока этого не происходит, рериховские «Труды Богоматери» установили рекорд среди картин русских художников на аукционе Bonhams.

12 марта 2014
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация