Петербург
Москва
Петербург

"Так поступают все"

Преданные невесты, сестры Дорабелла и Фьордилиджи, обещавшие своим женихам ждать и любить, оказываются чувствительными к ухаживаниям двух страстных "албанцев".
Оперные спектакли привозят на гастроли в Петербург в десять раз реже, чем драматические. Потому стрелеровская постановка Cosi fan tutte Моцарта в программе фестиваля "Александринский" - настоящий подарок.

В названии оперы Моцарта есть недоговоренность - имелось в виду, что "так" поступают все женщины. Преданные невесты, сестры Дорабелла и Фьордилиджи, обещавшие своим женихам ждать и любить, оказываются чувствительными к ухаживаниям двух страстных "албанцев", появившихся на их горизонте, как только женихи уплыли на войну. Но Фернандо и Гульельмо лишь изобразили уход в армию, а на самом деле, подстрекаемые убежденным холостяком доном Альфонсо, переоделись и решили испытать клятвы своих возлюбленных на прочность. Ради спортивного интереса каждый взялся ухаживать за невестой друга. Нетрудно догадаться, что "албанцы" имели успех, а бедные "вот так" поступившие сестры - бурные разбирательства. Однако в финале всем участникам эксперимента даровано прощение и даже азы мудрости.

Если в первом акте ревнивцы яростно жаждут "знать все" и требуют доказательств, то в последнем - признания избранниц выслушивают сердцем: "Я верю этому, моя радость, - но проверять не хочу..."

В музыке Моцарта нет ни грамма обличения или морализаторского пафоса. Это трехчасовая упоительная поэма о превратностях любви, рассказанная с лукавством и улыбкой. Игра в любовь "упакована" в труднейшие арии и виртуозные ансамбли, пронизанные моцартовским светом, снисхождением и даже любованием человеческими слабостями. Ну да, так все они и поступают, но почему-то меньше любить женщин не стали.

Так же иронично и философски ставит оперу и 76-летний Стрелер: в его постановке сквозь персонажей просвечивают маски комедии дель арте, из которой опера-буфф и выросла. Потому у двух циничных кукловодов, ведущих интригу, - дона Альфонсо и служанки Деспины - порой оказываются манеры неаполитанского пройдохи Тартальи или ученого болонского Доктора. Потому начинается и заканчивается опера перед порталом театра "Сан-Карло" - спектакль, который готовятся разыграть друг перед другом шестеро моцартовских героев, находит в лице Стрелера и его постоянного соавтора - художника Эцио Фриджерио - понимающих распорядителей. Как в бродячем театре, они используют минимум аксессуаров - два портала, обрамляющих сцену, полоску моря, прекрасное итальянское небо, - фирменный рассеянный свет и балаганный дощатый пол.

Оперой Моцарта Стрелер планировал открыть в 1997 году новое здание своего Пикколо театра ди Милано, основанного им полвека назад. Он не дожил до премьеры несколько недель. Последний спектакль всячески оберегают и поддерживают как знаменитого "Арлекина, слугу двух господ". В Петербург приедут его первые исполнители - Этери Гвацава, Терез Каллен, Франческо Фачини, Александр Мальта. А вместо оркестра Бари, приглашенного на постановку в Милан, выступит петербургский One Orchestra под управлением Владислава Песина.

22 сентября 2006,

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация