Третья Биеннале музейного дизайна

О выставке

До 19 декабря в Петербурге проходит третья Биеннале музейного дизайна, в которой принимают участие авторитетные российские и зарубежные дизайнеры, разрабатывающие новые решения для постоянных экспозиций и временных выставок вместе с сотрудниками петербургских музеев. 

В 2018 году в рамках Биеннале будут созданы выставочные проекты в Большом дворце ГМЗ Петергоф, Шереметевском дворце, Центральном музее связи им. А.С. Попова, доме-музее Шаляпина, музее В.В. Набокова, Музее истории фотографии. Также в программе Биеннале новые экспозиции Эрмитажа и недавно открывшиеся постоянные экспозиции петербургских музеев, интересные с точки зрения дизайна.

Выставочное проекты:

 

100 + 10

Дизайн: Уве Брюкнер и Ульрике Шлемм (Германия)

Шереметевский дворец – Музей музыки

20 сентября 2018 – 23 января 2019

В 2018 году Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства празднует юбилей: 100 + 10 лет. В Шереметевском дворце представлены самые яркие приобретения и дары, полученные музеем в последнее десятилетие. Вместе с сокровищами коллекции Нины и Никиты Лобановых-Ростовских, среди которых рисунки Бакста, Бенуа, Гончаровой, впервые выставляются недавние дары Нины Лобановой-Ростовской из ее личной части коллекции; материалы из архивов Сержа Лифаря и балерины Илларии Ладре; полное собрание костюмов, сделанных Пьером Карденом для Майи Плисецкой; костюмы, пуанты и фотографии современных звезд балета из собрания продюсеров Гаяне и Сергея Данилянов, а также множество других бесценных экспонатов.

Немецкие дизайнеры Уве Брюкнер и Ульрике Шлемм разработали сценографию выставки и искусно внедрили многочисленные новые коллекции и приобретения в залы постоянной экспозиции.

 

Филателия как искусство

Дизайн: Гордон Райн и Мортен Торгерсен, бюро Expology (Норвегия).

Центральный музей связи имени А.С. Попова

9 октября – 19 декабря 2018

В чем заключается специфика работы художника-миниатюриста над маркой, чьи портреты и какие сюжеты появлялись на марках в России и СССР в разные годы, насколько эффективно государство использовало марки как инструмент агитации — об этом рассказывают шесть разделов выставки. Представлены марки знаменитой «Романовской серии», в создании которой участвовали Иван Билибин, Евгений Лансере и Рихард Зарриньш, работы выдающегося художника-карикатуриста Иосифа Ганфа, произведения Ивана Дубасова, несколько десятилетий исполнявшего обязанности Главного художника Госзнака, дореволюционные благотворительные марки, советские марки, посвященные покорению космоса и исследованию Антарктики, а также многие другие раритеты. Норвежские дизайнеры передают свое восхищение богатой музейной коллекцией марок через игру с масштабом и минималистичный дизайн.

 

Линия горизонта

Дизайн: Архитектурное бюро NERPA (Санкт-Петербург)

Музей истории фотографии

9 ноября – 19 декабря 2018

Выставка рассказывает о зарождении в России концептуальной фотографии, о том, как в Петербурге 1990-х годов традиционные мастера становились концептуальными художниками, находили новый язык, конструировали не только изображение, но и самого автора фотографии. На выставке представлены реконструкции проектов группы ТАК, а также архивные материалы из фондов музея. Деятельность творческого объединения ТАК была направлена на получение коллективного опыта создания образа, когда растворялись индивидуальные особенности каждого художника и появлялся своеобразный стиль-хамелеон, который менялся от проекта к проекту.

Отталкиваясь от названия выставки, молодые петербургские архитекторы создали аскетичное черно-белое пространство, пронизанное «линией горизонта».

 

Шаляпин. Хмат

Куратор: Катя Бочавар (Москва)

Дом-музей Ф.И. Шаляпина

9 ноября – 9 декабря 2018

Выставка «Школы молодого художника» Фонда «ПРО АРТЕ» в Доме-музее Ф.И. Шаляпина подводит итоги учебного курса, который в 2018 году курировала художник, скульптор, дизайнер выставочных пространств Катя Бочавар. Формат выставки — художественный междисциплинарный анти-театр, или «ХМАТ». Молодые художники исследуют личность Шаляпина и его наследие, феномен памяти и феномен «героя», сам музей, его пространства и историю. Все работы созданы специально для музея. В музейных залах пройдут перформансы, появятся пространственные, звуковые и световые инсталляции, видеоарт, графика.

 

Здесь был дом

Дизайн: Группа Х (Санкт-Петербург)

Музей В.В. Набокова СПбГУ

9 ноября – 19 декабря 2018

Революционные события заставили семью Набоковых уехать из дома на Большой Морской улице, и больше в Россию писатель не возвращался. Этот особняк, по словам Набокова, остался для него «единственным в мире домом». Ни в одной стране, где писатель жил в годы эмиграции, он собственного дома не имел. Незначительные вещицы, связанные с родным домом, приобретают в текстах Набокова особую ценность, овеянную воспоминаниями и личными переживаниями.

Молодые петербургские дизайнеры создали из предметов, оставшихся от бывшей обстановки особняка — бытовых вещей, кусков тканевой обивки, кирпичей, гвоздей, детских игрушек — инсталляцию, которая переносит зрителя переносит в «покинутую комнату». Эти предметы, странным образом доставшиеся нам в наследство от писателя, сохраненные и оберегаемые музеем, дополнены цитатами из произведений Набокова.

 

Голландский домик: сны Петра Великого

Дизайн: Арне Кворнинг, Kvorning Design and Communication (Дания)

ГМЗ «Петергоф», Большой дворец

1 декабря 2018 — январь 2019

Петр I имел привычку записывать свои сновидения самостоятельно или диктовать их секретарю. Сны великого реформатора курьезны, драматичны, полны эмблем и аллегорий, ключ к которым — культура барокко и философские учения начала XVIII века. В череде витиеватых сюжетов встречаются голландские мотивы и образы Амстердама, а за фантастической обстановкой угадываются думы и стремления Петра бодрствующего. Сюрреалистические образы в экспозиции фиксируют события и объекты, которые мог бы увидеть во сне великий реформатор. Мемориальные вещи Петра Великого, созвучные теме «сна и пробуждения», связывают реальный мир с миром воображаемым.   

Отправной точкой для размышлений кураторов выставки стал петергофский Монплезир — любимый «голландский домик» Петра, а датский дизайнер Арне Кворнинг облек их мысли в материальную форму и сконструировал серию «павильонов сна».

 

Образовательная программа Биеннале включает лекции и мастер-классы. Ведущие мировые дизайнеры и архитекторы будет выступать в лектории Главного штаба Эрмитажа с бесплатными лекциями.

Ближайшие лекции:

22 октября в 19:00 —  Кори Келлер (Corey Keller), глава отдела фотографии, МоМА, (Сан-Франциско, США)

29 октября в 19:00 — Катя Бочавар, дизайнер, куратор, экспозиционер (Москва)

19 ноября в 19:00 — Аки Хоаси (Aki Hoashi), глава международного отдела Художественного музея Йокогамы, главный менеджер Йокогамской триеннале современного искусства (Япония)

26 ноября в 19:00 — Кай Картио (Kai Kartio), директор музея Amos Rex и Асмо Яакси (Asmo Jaaksi), архитектор, архитектурное бюро JKMM (Финляндия)

Вход на лекции бесплатный по предварительной регистрации. Регистрация открывается за неделю до события.