От весны до осени 1917. Историческая драма | Time Out

От весны до осени 1917. Историческая драма

От весны до осени 1917. Историческая драма

О мероприятии

Когда-то в Разливе у «Шалаша» принимали в пионеры, потом все годами приходило в запустение. Теперь Музей Ленина открылся после реставрации и реэкспозиции.

Когда-то в Разливе у "Шалаша" принимали в пионеры, потом все годами приходило в запустение. Теперь Музей Ленина открылся после реставрации и реэкспозиции. Буклет выглядит точно как театральная программка: описание сцен и список действующих лиц. "Спектакль" называется "От весны до осени 1917. Историческая дама". Художник Владимир Коротков — автор предыдущей экспозиции этого музея (1964 года) и бессчетного множества музеев Ленина по всей стране советской — по-новому поставил старую пьесу. Метафора "исторической сцены" материализована здесь с помощью художественных приемов, общих для музея и театра: огромных транспарантов с черно-белыми портретами героев, витрин с объемными макетами, ряженых статистов-манекенов.

Краткое содержание: Ленин в Цюрихе взволнован сообщением о свержении монархии в России. Германия беспрепятственно пропускает через свою территорию опломбированный вагон с 32 политэмигрантами из Швейцарии. Торжественная встреча вагона на Финляндском вокзале в Петрограде и речь с броневика. Ордер на арест, выписанный Временным правительством, и пребывание Ленина с Зиновьевым в подполье. Вооруженное восстание, руководимое из кабинета Ленина в Смольном. Наконец эпилог: проекты мавзолея, снимки, с которых в 30х годах исчезали лица репрессированных "товарищей", и тиражированные советские картинки, выставляющие Сталина главным соратником Ленина.

Собственно легендарный стог сена с норой для сна нисколько не изменился — каждый год он возникает вновь в прежнем виде и на прежнем месте: за решеточкой рядом с гранитным памятником советскому чиновничьему рвению, изваявшему сено в камне. Правда, без священного трепета достоверность стога не убедительна — на жилище, даже временное, он не тянет. Скорее можно толковать его в психоаналитическом символическом ключе — как лоно русской революции.

Изменилось полностью содержание выставки в специальном павильоне, из окон которого виден стог. На счету Короткова — лучшая в городе интерактивная экспозиция — Комендантский дом Петропавловской крепости, где были отработаны все возможные приемы вовлечения зрителя в интерпретацию вещественных свидетельств эпохи. Одеяло, топор и котелок вождя, по мнению художника, теперь мало кого заинтересуют (хотя они остались в экспозиции). А вот лица, данные крупным планом, и копии некогда секретных документов, аранжированные средствами современного дизайна, действительно анимируют историю. Свисающие с потолка, как с колосников, полупрозрачные фигуры актеров этой драмы жутковато смахивают на призраков, вставших из могил. Тем более что под каждым подписан год смерти: почти неузнаваемый Иосиф Джугашвили (Сталин) — "умер в 1953 году", Лев Розенфельд (Каменев) — "расстрелян в 1938 году", Лейба Бронштейн (Лев Троцкий) — "убит в 1940 году в Мексике".

Общий месседж получается неожиданным для музея с такой историей: Ленин и его товарищи однозначно выглядят здесь интернациональной шайкой проходимцев и авантюристов, безответственно игравших с историческими силами и доигравшихся до страшной беды. Выпустили из бутылки джинна, который сожрал и их самих, и все вокруг.

Возможно, спонсоры и начальство и не рассчитывали на такой радикальный эффект. Открытие проходило под флагом аполитичной любви и внимания к родной истории. Новое рождение музея профинансировали хозяева соседнего ресторана — ОАО "Третий парк". Здоровая западная модель — вокруг музея будет развиваться туристическая инфраструктура — по озеру из Сестрорецка будут плавать катера, в ресторане — хорошо кормить, с детьми — заниматься. Говорят, директор ОАО Владимир Дьяковский, путешествуя по Европе, проникся обидой за державу. Хотели того или нет, но Ленину показали хорошую фигу — капитализм с человеческим лицом.

Билетов не найдено!

Закрыть