Петербург
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею
u u u u u Мнение редакции

Пламя Парижа

Режиссеры/Постановщики: Василий Вайнонен, Михаил Мессерер
Участвует в: «Золотая маска»: Конкурс
Мессерер восстанавил спектакль Вайнонена, точно передав текст и дух оригинала.

Конец XVIII века, окрестности Марселя. Аристократ желает приласкать в лесу попавшуюся ему под руку простолюдинку — но негодная начинает сопротивляться, и за нее заступается отец. Его арестовывают — и совершенно тривиальное задержание вдруг срабатывает как катализатор: через две минуты (в балете время ценится) толпа громит тюрьму, а еще через десять — марсельцы отправляются маршем на Париж. Разумно решив, что сословные проблемы надо решать там, где они создаются, — в королевском дворце.

Балет Василия Вайнонена «Пламя Парижа», впервые поставленный в 1932 году, полон потрясающей музыки революции. То есть музыка там не великая — Борис Асафьев, прямо скажем, не Шостакович (хотя делу помогают использованные Асафьевым французские песни). Но музыка того взаимо понимания, дружбы и счастья, что испытывают люди, когда восстают против несправедливости, — передана в танцах безупречно. И у Вайнонена еще нет никакой рефлексии — что там будет после того, как революция победит. Чистый кайф сражения и победы. При этом суперпрофи Вайнонен отлично просчитывает конструкцию спектакля, понимая, что нельзя занимать все время буйными революционными танцами (хотя они великолепны, особенно танец басков). На сцене появляются и противники восставших — королевский двор смотрит во дворце спектакль, и это весьма хрупкое, утонченное, изысканное зрелище с мифологическим сюжетом. Развернутая сцена — балет в балете, подарок любителям прохладного классического танца. (Потом выясняется, что труппа сочувствует восставшим и помогает им, но это становится сюрпризом для аристократов, а не для сегодняшних зрителей, мы-то в курсе, что балетные умеют устраивать революции). Правда, эта сцена — в середине балета, а финал, где марсельцы празднуют победу, — снова полон атакующей энергии и веселья.

Восстанавил спектакль Вайнонена главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер, знаменитый педагог и знаток советской хореографии. В отличие от Алексея Ратманского, который сделал в Большом свою версию спектакля, сосредоточившись на том, что революция — это ужасно-ужасно-ужасно, Мессерер точно передает текст и дух оригинала. В роли вождя марсельского народа Филиппа по очереди появляются Иван Васильев и Денис Матвиенко; в одном из составов в роли придворной актрисы, помогающей восставшим, обещана Анжелина Воронцова — та самая ученица Николая Цискаридзе, которую после увольнения педагога выжили из театра. Трудно представить себе более подходящую девушку на роль царственной классической балерины.

31 января 2014,

Афиша

Персоны

Места

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация