Петербург
Москва
Петербург

Искусство романа

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Автор «Невыносимой легкости бытия» объяснил, что такое роман, а что — графомания.

Часто основополагающие для любого европейца тексты на русском языке выходят годы спустя. Так случилось с книгой «О фотографии» Сьюзен Сонтаг. Та же участь постигла и эссе «Искусство романа» Милана Кундеры, которое было написано в 1980-е. Хотя без него не обойтись не только читателям, но и писателям. В нем проговорена сама суть романа.

Кундера объясняет, во-первых, что такое настоящий роман (и чем он отличается от неромана), а во-вторых, как романы следует читать. И второе не менее важно, чем первое. Начем по порядку. Что такое роман? Это не просто история про кого-то, кто что-то сделал, и что из этого вышло. Это ни много ни мало постижение бытия, понимание того, что раньше понято не было. Так, Сервантес задался вопросом, что есть приключение, Флобер исследовал повседневность, Толстой — вторжение иррационального в поведение человека. Пруста интересовало неуловимое мгновение прошлого, Джойса — настоящего. Томас Манн изучал роль мифов, которые управляют человеческими поступками. Вот зачем были написаны их романы, а вовсе не для того, чтобы рассказать историю про чудака Дон Кихота или легкомысленную госпожу Бовари.

И второе — трактовка романа. Анна Каренина бросилась под поезд не потому, что ее среда заела/муж достал/любовник разлюбил, а совершенно по другим иррациональным причинам. А трактовать романы так, как учили (и еще иногда учат) в школе, ища правого и виноватого, — убить саму романную суть.

13 ноября 2013,
Искусство романа
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация