Искусство романа
Time Out

О книге

Автор «Невыносимой легкости бытия» объяснил, что такое роман, а что — графомания.

Часто основополагающие для любого европейца тексты на русском языке выходят годы спустя. Так случилось с книгой «О фотографии» Сьюзен Сонтаг. Та же участь постигла и эссе «Искусство романа» Милана Кундеры, которое было написано в 1980-е. Хотя без него не обойтись не только читателям, но и писателям. В нем проговорена сама суть романа.

Кундера объясняет, во-первых, что такое настоящий роман (и чем он отличается от неромана), а во-вторых, как романы следует читать. И второе не менее важно, чем первое. Начем по порядку. Что такое роман? Это не просто история про кого-то, кто что-то сделал, и что из этого вышло. Это ни много ни мало постижение бытия, понимание того, что раньше понято не было. Так, Сервантес задался вопросом, что есть приключение, Флобер исследовал повседневность, Толстой — вторжение иррационального в поведение человека. Пруста интересовало неуловимое мгновение прошлого, Джойса — настоящего. Томас Манн изучал роль мифов, которые управляют человеческими поступками. Вот зачем были написаны их романы, а вовсе не для того, чтобы рассказать историю про чудака Дон Кихота или легкомысленную госпожу Бовари.

И второе — трактовка романа. Анна Каренина бросилась под поезд не потому, что ее среда заела/муж достал/любовник разлюбил, а совершенно по другим иррациональным причинам. А трактовать романы так, как учили (и еще иногда учат) в школе, ища правого и виноватого, — убить саму романную суть.

Спецпроекты