Аркадий Пластов | Арт | Time Out

Аркадий Пластов

Аркадий Пластов

О выставке

Ретроспектива советского классика включена в культурную программу саммита. Пять десятков полотен из Русского музея, Третьяковской галереи и Ульяновского областного для тех, кто соскучился по «настоящей», прямодушной, «похожей» живописи.

По меньшей мере три картины маститого реалиста Аркадия Пластова известны всем и каждому — "Фашист пролетел" (1942), "Ужин трактористов" (1951) и "Весна" (1954). Трогательно-целомудренную сценку с мамой и дочкой в предбаннике — одну из первых советских ню — включали во все сборные выставки, вплоть до "Москвы-Берлина". Эти сельские жанры Пластова принадлежат "золотому запасу" соцреализма так же, как "Письмо с фронта" Лактионова, "Ленин в Смольном" Бродского или "Отдых после боя" Непринцева.

Но все же Пластов — случай особый. Войдя в 1947 году в число первых 28 жрецов реформированной Академии Художеств, Пластов не перебрался в столицу. Всю жизнь он провел в деревне Прислониха Ульяновской области, находя себе натуру и натурщиков в соседних полях и дворах. И, возможно, благодаря этому оставался одним из немногих, кому удавалось сочетать нужный идеологический курс с упрямой верностью старинным живописным принципам. Внук иконописца и бывший семинарист точно поймал носившийся в воздухе флюид одухотворенной телесности. Матерые физиономии трактористов "Ужина" залиты настоящим фламандским закатным светом. Молоко, льющееся из кринки, так живописно перекликается с белым халатом доярки, что кажется — весь халат и вытечет. Крутые бока коней и баб без стеснения утверждают незамысловатую деревенскую правду, древнее желание изобилия. А пейзаж с убитым пастушком, если бы не название, мог бы сойти за сельскую сцену в духе передвижников.

Иногда это вызывало подозрения бдительных советских критиков. Полный победного солнечного света сорок пятого "Сенокос" ругали за "недостаточную характеристику образов" простого народа. Но все искупали чудесно написанные пейзажи, пропитанные идеологически верным чувством материальной полноты жизни. Жирная, полновесная, богатая живопись Пластова долго служила камертоном мейнстрима советского искусства — от купающих коней голых красноармейцев, мускулистых и расслабленных хозяев жизни, написанных в 1938, до типически-скромных "Витиподпаска" и "Девушки с велосипедом" 50х.

Ретроспектива советского классика включена в культурную программу саммита. Пять десятков полотен из Русского музея, Третьяковской галереи и Ульяновского областного для тех, кто соскучился по "настоящей", прямодушной, "похожей" живописи.

Билетов не найдено!

Закрыть